Главная Войти О сайте

Александр Дугин

Александр Дугин

Председатель Евразийского комитета Международного 'Евразийского движения'.
Дата рождения: 07.01.1962
Гражданство: Россия
Отец — Гелий Александрович Дугин (1935—1998) — кандидат юридических наук, генерал-лейтенант ГРУ ГШ Вооруженных сил СССР, мать — Галина Викторовна Дугина (1937—2000) — врач, кандидат медицинских наук. В 1979 году поступил в Московский авиационный институт (МАИ), однако был выгнан со второго курса за неуспеваемость (впоследствии, при защите диссертации, представил в Ученый Совет РГУ диплом об окончании заочного отделения Новочеркасского Инженерно-Мелиоративного Института). В 1980 году он вступил в кружок, котрый возглавлял эзотерик и один из первых русских «новых правых» Евгений Головин, учеником которого себя считает.(Кружок Головина состоял из бывших членов «Южинского кружка» писателя Юрия Мамлеева но вопреки встречающимся утверждениям, у самого Мамлеева, эмигрировавшего в 1974 г., Дугин не бывал). Вместе с другим участником кружка, Гейдаром Джемалем, вступил в созданную Головиным организацию «Черный орден SS», «рейхсфюрером» которой был сам Головин.

В 1988 году он вступил вместе с Гейдаром Джемалем в Национально-Патриотический Фронт «Память» Дмитрия Васильева, однако затем был изгнан из неё за то, что «контактировали и контактируют с представителями эмигрантских диссидентских кругов оккультистско-сатанинского толка, в частности, с неким писателем Мамлеевым».

В период с 1990 по 1992 работал c рассекреченными архивами КГБ, на основе материалов которых подготовил ряд газетных, журнальных статей, книг, и телепередачу «Тайны века», транслировавшуюся на Первом канале.

С 1988 по 1991 годы — главный редактор издательского центра «ЭОН».

С 1990 года — главный редактор альманаха «Милый ангел».

С 1991 года — главный редактор журнала «Элементы».

С 1991 года — председатель Историко-Религиозной Ассоциации «Арктогея».

С 1993 по апрель 1998 года — идеолог и один из лидеров НБП.

С 1996 по 1997 годы — автор и ведущий радиопрограммы «FINIS MUNDI» (Радио 101-FM).

С 1997 по 1999 годы — автор и ведущий программы «Геополитическое Обозрение» (Радио «Свободная Россия»).

С 1998 года — советник Председателя Государственной Думы Геннадия Селезнёва

С 1999 года — председатель секции «Центра Геополитических Экспертиз» Экспертно-консультативного Совета по проблемам национальной безопасности при Председателе Государственной Думы.

В 2000 году — читает курс «Философия Политики» в Международном Независимом Эколого-Политологическом Университете.

С 2001 года — председатель Политического Совета (лидер) Общероссийского Общественно-Политического движения «Евразия».

С 2002 по ноябрь 2003 года — председатель политсовета партии «Евразия».

С ноября 2003 — лидер Международного Евразийского Движения.

С марта 2008 года является неофициальным идеологом партии «Единая Россия» согласно информации на официальном сайте МЕД.

С сентября 2008 года — профессор Московского Государственного Университета имени М. В. Ломоносова, директор Центра консервативных исследований при Социологическом факультете МГУ.

Проживает в Москве. Был женат на Евгении Дебрянской, впоследствии ставшей активной участницей лесбийского движения в России. В настоящий момент женат на Наталии Викторовне Мелентьевой — философе, кандидате философских наук, публицисте, директоре издательства «Арктогея», преподавателе философии в МНЭПУ. Сын: Артур (крещ. Димитрий) Александрович Дугин, 1985 г.р., москвич, окончил Московский Лингвистический Университет, веб-дизайнер, музыкант. Дочь: Дарья Александровна Дугина, 1992 г.р., ученица гимназии, флейтистка.

Дугин защитил 20 декабря 2000 г. в Ростовскому государственном университете диссертацию по теме «Эволюция парадигмальных оснований науки (Философско-методологический анализ)». Сотрудник этого университета Борис Режабек (учёный-биофизик) приводит примеры вопиющих ошибок в школьном курсе физики, которыми изобилует эта диссертация. Также, по словам Режабека, она содержит абсурдные высказывания в области философии (Так, Лейбниц и Ньютон для него — «полупрофаны», поскольку не до конца посвящены в идеи розенкрейцеров; Архимед и Эвклид с Пифагором виноваты в том, что человечество научилось мыслить не только в категориях власти и подчинения; к тому же, по Дугину критерии науки «ясно связаны с англо-саксонским ареалом, в первую очередь с Англией», а это уже, отмечает Ржебак, «очевидно пахнет зловредным влиянием атлантистов. О том, что наука Европы начиналась прежде всего в Академиях Италии, он как бы и не подозревает»). Присуждение Дугину ученой степени Режабек называет «фарсом»).

Советский период



В 1980-е годы Александр Дугин исповедует радикально антисоветские и антикоммунистические взгляды. По словам самого Дугина, он водил своего маленького сына «плевать на памятники Ильичу», о чём впоследствии пожалел. В этот период Дугин увлекается философией Фридриха Ницше, трудами Мирча Элиаде, идеями европейских "новых правых", немецких теоретиков "консервативной революции" межвоенного периода, а также авторами, в основном межвоенного периода, протофашистского, мистического, оккультного и конспирологического толка как (Рене Генон, Юлиус Эвола, Герман Вирт, ] и др.), равно как и теоретиков геополитики, как (Карл Хаусхофер, Фридрих Ратцель, Карл Шмитт).

Перестройка и разрушение Советского Союза переворачивают отношение Дугина к советскому строю и коммунизму. Он трактует поражение СССР в «холодной войне» с точки зрения геополитики — как победу «цивилизации моря» над «цивилизацией суши». Дугин обращается к марксизму, национал-большевизму (Николай Устрялов, Эрнст Никиш), метафизике коммунизма (Николай Клюев, Андрей Платонов), евразийству (Николай Трубецкой, Пётр Савицкий, Николай Алексеев, Лев Гумилёв), новым левым (Ги Дебор, Жан Бодрийяр).

В октябре 1993 года Александр Дугин принимает участие в обороне Верховного Совета России, а поражение Парламента воспринимает как личную трагедию. Вскоре после этого вместе с Эдуардом Лимоновым и Егором Летовым Дугин создаёт Национал-большевистскую партию, находящуюся в непримиримой оппозиции к тогдашнему президенту Борису Ельцину и отличавшуюся в тот период радикальным антилиберализмом и антиамериканизмом. В течение последующих нескольких лет Дугин являясь идеологом НБП публикует массу радикальных политических и метафизических текстов, стиль которых отличает сильная поэтичность и метафористичность.

Интерес к русскому православию и старообрядчеству в итоге приводит Александра Дугина к убеждению в правоте единоверия — сохранения и возрождения дораскольных традиций русского православия в лоне Русской Православной Церкви. В этот период Дугин становится прихожанином одного из единоверческих приходов Русской Православной Церкви.

Весной 1998 года происходит разрыв Александра Дугина с Лимоновым и НБП. В 1998 году Дугин становится советником Председателя Государственной Думы Геннадия Селезнёва, а в 1999 возглавляет Центр Геополитических Экспертиз Экспертно-консультативного Совета по проблемам национальной безопасности при Председателе Государственной Думы. В тот же период Александр Дугин начинает читать лекции по геополитике в Генштабе России.

С приходом к власти Владимира Путина начинается новый период в политической деятельности Александра Дугина — из радикальной оппозиции он переходит на позиции лояльного отношения к действующей власти.

С начала 2000-х Дугин отстаивает идеи евразийства и консерватизма, предлагая их в качестве идеологической платформы российской власти, которую он упрекает в отсутствии какой-либо идеологии.

По мнению Дугина, российская политическая элита неоднородна и пронизана шпионскими сетями западных стран, которые саботируют позитивные начинания высшего руководства (Владимира Путина, Дмитрия Медведева). Главными своими оппонентами Дугин считает либералов-западников и радикальных националистов, пропагандирующих ксенофобию обвиняя тех и других в подыгрывании интересам конкурентов России.

По мере стабилизации политической ситуации в стране Александр Дугин всё больше обращается к научной сфере. Весной 2006 года он читает на Философском факультете МГУ им. М. В. Ломоносова курс лекций «Постфилософия», который затем в 2009 году будет издан отдельной книгой. В нём Дугин подвергает деконструкции основные философские понятия, рассматривая их в рамках трёх исторических парадигм Премодерн-Модерн-Постмодерн.

В 2007 году Александр Дугин читает цикл лекций о философии Мартина Хайдеггера, итогом которого становится применение Дугиным методологии Хайдеггера к истории России, обобщённое в лекции о «русском хайдеггерианстве».

В декабре 2007 года Дугин читает лекцию о «четвёртой политической теории», которую он противопоставляет трём идеологиям XX века — либерализму, коммунизму и фашизму. Спустя год в ноябре 2008 года на Социологическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова Дугин организует международную конференцию с участием французского философа, одного из лидеров движения «новых правых» Алена де Бенуа, посвящённую «четвёртой политической теории», а в декабре 2008 на Соцфаке МГУ проходит молодёжный интеллектуальный конгресс на ту же тему.

В феврале 2008 года Александр Дугин публикует работу «Археомодерн», в которой высказывает мысль о том, что парадигма Модерна, зародившаяся в Западной Европе, смогла прочно закрепиться на российской почве только в среде властной, экономической и культурной элиты, в то время как подавляющее большинство российского общества находится в архаичной парадигме Премодерна. Ситуацию такого конфликта Дугин назвал «Археомодерном»:

Мы должны сказать, что то, что мы сейчас имеем — это нехорошо, это очень и очень плохо, и более того, дальнейшее поддержание status quo чудовищно, поскольку лишь блокирует настоящее выздоровление. Когда мы вопреки очевидности говорим, что «этот человек здоров», а он болен, мы лишаем его последнего шанса на реальное излечение.

Во время «пятидневной войны» в Южной Осетии в августе 2008 года Александр Дугин выступил с активной поддержкой российского руководства и вооружённых сил, призвав занять Тбилиси и установить в Грузии пророссийский режим. По мнению Дугина, отказ от такого решения стал ошибкой российской власти, следствием которой может стать повторение войны между Россией и Грузией, правительство которой Дугин считает марионеткой США.

С сентября 2008 года Александр Дугин становится профессором МГУ им. М. В. Ломоносова и возглавляет Центр консервативных исследований — общероссийскую социологическую организацию, ставящую своей целью развитие и становление консервативной идеологии в России с опорой на научные кадры. С февраля 2009 года Дугин читает на Соцфаке МГУ курс лекций по «структурной социологии».

В течение 2000-х гг. Дугин регулярно выступает в прессе. Помимо пропаганды идей евразийства, консерватизма и геополитического метода в своих выступлениях Дугин активно поддерживает Владимира Путина и Дмитрия Медведева, призывает к активной внешней политике России и отстаиванию национальных интересов страны, резко критикует экономическую политику правительства, а также крупный бизнес.

Большинство академических авторов, описывающих идеологию Дугина, видит в нём "сторонника фашистских и ультранационалистических идей". Как отмечает немецкий специалист по России доктор Андреас Умланд, хотя Дугин дистанцируется от фашизма и не признает себя фашистом, особенно после вхождения в элиту в 1998 г., фактически он по своим воззрениям близок к фашизму. Программная статья Дугина "Левый национализм" (1992) представляет собой пространную апологию русского фашизма. Формулировки ряда текстов Дугина, особенно ранних, по мнению Умланда близки к идеям НСДАП, вплоть до прямого заимствования терминологии и стилистики нацистов (так, в книге "Гиперборейская теория" Дугин пишет: Этой книгой мы кладем начало "ариософии" в русско-язычном контексте; по словам Дугина арий, в сущности, определяется не столько биологией, сколько той метафизической миссией, отражением которой во "плоти" является сама его биология. Арийская раса Субъекта – это раса нордических воинов-священников, и т.д.)

Дугин также утверждал, что находит "интересным" ранний нацизм и уже в 2006 г. выставлял в качестве примера для подражания лидеров левого крыла нацистской партии Отто и Грегора Штрассеров.

Свой идеал Дугин определял как Консервативную Революцию, Третий Путь и (в 1997 г.) национал-большевизм. Дугин постулирует необходимость выработки «новой Революционной Теории или Всеобщей Теории Восстания», что, по его словам, заставляет обращаться к крайне левым и крайне правым политическим учениям, именно к национализму (традиционализму) и социализму (коммунизму). При этом от правых берется политическая сторона, от левых – экономическая (социализм). При этом главным, и даже абослютным, идеологическим врагом оказывается либерализм и либеральная демократия. Либеральной свободе «человека экономического» Дугин противопоставляет с одной стороны ницшеанское «самообожение», с другой – растворение в традиции и коллективе – социальной группе, нации, расе, роде или семье. Промежуточным вариантом, сочетающим эти две возможности (которые Дугин именует индийскими терминами «путь богов» и «путь предков») является герой-революционер. По мнению Дугина, после того, как Россия последовательно прошла через два идеологических этапа – коммунизм и либерализм, она вступает в этап фашизма. Фашизм в характеристике Дугина выглядит следующим образом Фашизм - это национализм, но национализм не какой-нибудь, а революционный, мятежный, романтический, идеалистический, апеллирующий к великому мифу и трансцендентной идее, стремящийся воплотить в реальности Невозможную Мечту, родить общество героя и Сверхчеловека, преобразовать и преобразить мир. На экономическом же уровне для фашизма характерны, скорее, социалистические или умеренно социалистические методы, подчиняющие личные, индивидуальные экономические интересы принципам блага нации, справедливости, братства. И наконец, фашистский взгляд на культуру соответствует радикальному отказу от гуманистической, "слишком человеческой" ментальности, т.е. от того, что составляет суть "интеллигенции". Фашист ненавидит интеллигента как вид. В нем он видит замаскированного буржуа, претенциозного мещанина, болтуна и безответственного труса. Фашист любит зверское, сверхчеловеческое и ангелическое одновременно

Фашизм, или «Консервативная революция», иначе «Русская национальная революция», которую ожидает и приход которой приветствует Дугин, представляет собой «сочетание "правой" культурно-политической ориентации - традиционализм, верность почве, корням, национальной этике - с "левой" экономической программой - социальная справедливость, ограничение рыночной стихии, избавление от "процентного рабства", запрещение биржевых спекуляций, монополий и трестов, примат честного труда». Дугин называет это "русским социализом". По мнению Дугина, «такой социализм будет более крестьянским, чем пролетарским, более общинным и кооперативным, чем государственным, более регионалистским, чем централистским - все это требования русской национальной специфики, которая найдет свое отражение в доктрине, а не только на практике».

Строить русский социализм, по Дугину, должны «новые люди» - класс героев и революционеров. Дугин сочувственно цитирует казненного за коллаборационизм французского писателя Роберта Бразийяка, перед смертью пророчествовавшего о восходящей в России заре «нового фашизма – безграничного и красного», считая это лучшим определением своего идеала: «Заметьте: не блеклый, коричневато-розоватый национал-капитализм, а ослепительная заря новой Русской Революции, фашизм безграничный, как наши земли, и красный, как наша кровь.»

В стихотворении «Нежданный никем Аватара», написанном под псевдонимом Александр Штернберг, воспел Генриха Гиммлера "...и немые солдаты, что так бесполезно погибли/ Установят на троне из льда двухголовый скелет /Из замшелой могилы восстанет сияющий Гиммлер/ И туманом глазниц обоймет Абсолютный рассвет. Из нацистских лидеров особенно отмечал Гейдриха в качестве «евразийца», погибшего в результате интриг «атлантистов».

Многие специалисты отмечают эклектизм идеологии Дугина, которую считают комбинацией взаимоисключающих идей. Алан Инграм утверждает, что сочинения Дугина характеризуются «противоречиями и путаницей, которые несколько затрудняют их интерпретацию и обобщение». Парадорн Рангсимапорн характеризует Дугина как «политического хамелеона, представления которого приспосабливаются к окружающей среде». Возражая им, украинский исследователь Антон Шеховцов считает социополитическую доктрину Дугина по-своему крайне последовательной, ввиду того, что в контексте фашизма различные – даже внешне противоречащие друг другу - идеи целеустремленно интерпретируются в духе определённого фашистского ядра, по принципу «цель оправдывает средства», и взаимное противоречие идей не имеет значения, если они подтверждают выгодный автору тезис.

По мнению Бориса Режабека, «эрудиция Дугина своеобразна и питается материалами мало известных русскому читателю трудов гитлеровских оккультных институтов», отчего «его тексты производят ошарашивающее впечатление на неподготовленного к перевариванию такой духовной пищи читателя». При этом «его тексты и идеи, если их принимать всерьёз, способствуют окончательному уничтожению способности людей здраво мыслить и тем самым ведут к разрушению России. Сталкивая несовместимые понятия, Дугин не ищет истины. Для него гораздо важнее воздействовать на психику разных групп читателей. Ярким примером этого является его программный лозунг "Третий Рим - Третий рейх - Третий Интернационал", каждая часть которого рассчитана на свою группу читателей. Само понятие Консервативной Революции из этой же серии - оно является "катахрезой", сочетанием несочетаемого, чем-то вроде "живого трупа" или "безградусного спирта"».

Как указывалось, ряд специалистов, в первую очередь немецкий учёный Андреас Умланд, считают Дугина фашистом. В ответ сторонники Александра Дугина обвиняют Умланда в шпионаже против России и в том, что Умланд не высказывает недовольства происходящей на Украине героизацией Украинской повстанческой армии на государственном уровне.

Одновременно Александр Дугин подвергается резкой критике со стороны радикальных националистов, которые обвиняют его в интернационализме, видя в его построениях продолжение советской имперской идеологии, только лишённой марксизма.

© БиоЗвёзд.Ру