Главная Войти О сайте

Александр Глаголев

Александр Глаголев

Протоиерей, священнослужитель Русской православной церкви, богослов.
Дата рождения: 14.02.1872
Гражданство: Россия

Родился в семье священника. Окончил Тульскую духовную семинарию (1894), Киевскую духовную академию (1898) со степенью кандидата богословия. В 1898—1899 — профессорский стипендиат Киевской духовной академии. Магистр богословия (1900; тема диссертации: «Ветхозаветное Библейское учение об Ангелах»). В отзыве профессора А. А. Олесницкого говорилось, что магистерская диссертация ГлаголеваПо словам протоиерея Александра Меня,С 1899 — и.д. доцента Киевской духовной академии по кафедре древнееврейского языка и библейской археологии. С 1900 — доцент Киевской духовной академии. С 1906 — экстраординарный профессор Киевской духовной академии (с 1910 — по 2-й кафедре Священного Писания Ветхого Завета). Пользовался авторитетом среди коллег, которые избрали его в сентябре 1907 ректором академии на первых выборах ректора (ранее ректоры назначались, однако в 1906 правом их избрания были наделены советы академий). Однако Святейший Синод не утвердил этого решения совета академии, утверждая, что возглавлять академию должен представитель монашествующего духовенства.Красная плёнка. АЭЛИТА Знал 18 древних и новых языков (в конце жизни, будучи уже пожилым человеком, изучал итальянский язык). Входил в состав Комиссии по научному изданию славянской Библии, участвовал в издании Православной Богословской энциклопедии, публиковал статьи в церковных журналах. Один из авторов комментариев к «Толковой Библии», выходившей под редакцией А. П. Лопухина и его преемников — для этого издания написал комментарии на 3-ю и 4-ю книги Царств, книги Товита, Притчей, Песни Песней, пророков Наума, Аввакума, Софонии, Аггея и на Соборные Послания.В 1905 о. Александр Глаголев противодействовал еврейскому погрому в Киеве. Редактор издания «Русский Глобус» (Чикаго) Геннадий Меш так писал в 2002 об этой деятельности о. Александра:В 1909 о. Александр опубликовал работу «Ветхий Завет и его непреходящее значение в христианской церкви», в которой резко критиковал попытки антисемитски настроенных авторов дискредитировать Ветхий Завет. Он был привлечён предварительным следствием по «делу Бейлиса» в качестве эксперта по вопросу об употреблении иудеями человеческой крови. В своей экспертизе заявил, что закон Моисея из Ветхого Завета запрещает пролитие человеческой крови и употребление её в пищу. Талмуд и другие документы иудейских раввинов этот закон не отменяют и не смягчают. Таким образом, экспертиза о. Александра была аргументом в пользу противников версии о ритуальном убийстве.В 1903 был рукоположен во иерея, с 1914 — протоиерей. Служил в киевском храме Николы Доброго. Священник Сергей Сидоров так вспоминал о своей первой встрече с о. Александром в храме Николы Доброго во время гражданской войны:После прихода к власти большевиков продолжал служить в храме Николы Доброго. После его закрытия в 1934 служил в храме Николая Набережного. В первой половине 1920-х годов продолжал неофициально читать лекции студентам академии, после ареста в 1923 ректора академии епископа Василия (Богдашевского) фактически исполнял его обязанности. После окончательного прекращения занятий в академии в 1924 преподавал на богословско-пастырских курсах.В начале 1930-х был выселен из дома, поселился в маленькой комнатке на площадке деревянной лестницы, которая вела на церковную колокольню. В 1931 был арестован по обвинению в принадлежности к «Истинно-православной церкви», в течение полугода находился в заключении в Лукьяновской тюрьме. Внучка о. Александра, Магдалина Алексеевна Глаголева-Пальян вспоминала, чтоО. Александр Глаголев был хорошим знакомым семьи Булгаковых. Отец писателя, профессор Киевской духовной академии Афанасий Иванович Булгаков был старшим коллегой отца Александра по этому учебному заведению и прихожанином храма Николы Доброго. О. Александр в 1913 венчал Михаила Булгакова и его первую супругу Татьяну Николаевну Лаппа.

© БиоЗвёзд.Ру