Главная Войти О сайте

Александр Головнин

Александр Головнин

Статс-секретарь, действительный тайный советник
Дата рождения: 25.03.1821
Гражданство: Россия

Сын вице-адмирала В. М. Головнина. Родился 25 марта 1821 года в Петербурге, воспитание получил под руководством своей матери, урожденной Лутковской; в 1839 г. с отличием кончил курс в Царскосельском лицее. С 1848 Головнин состоял чиновником особых поручений при начальнике Главного морского штаба — князе Меншикове, а с 1850 г. и секретарем при великом князе Константине Николаевиче, одним из воспитателей которого был дядя Головнина, Ф. С. Лутковский. По поручению князя Меншикова Головнин составил обширный очерк истории и современного положения городов Финляндии, благодаря чему выучился шведскому языку сверх английского, французского, немецкого и итальянского, которыми он владел и прежде. Заслужив расположение вел. кн. Константина Николаевича, Головнин сделался руководителем «Морского сборника», который в первые годы царствования Александра II играл большую роль в новом общественном движении. Здесь печатались, между прочим, труды молодых литераторов, снаряженных в различные местности России для изучения их народного и экономического быта. Инициатором этой замечательной экспедиции был, по-видимому, Головнин, который и впоследствии, в бытность свою министром, прибегал к такому же способу исследования, да и сам еще до поступления на службу в морское ведомство путешествовал год по России для всестороннего изучения ее тогдашнего положения. Он принимал незримое, но далеко не маловажное участие в работах над крестьянской реформой, служа посредником между разными лицами и вел. князем; с тех пор самая тесная дружба соединяла Г. с Н. А. Милютиным, Ю. Ф. Самариным, К. Д. Кавелиным, Н. X. Бунге и другими участниками в разрешении крестьянского вопроса.В 1859 г. Головнин назначен был статс-секретарем и членом Главного правления училищ при министерстве народного просвещения, а в дек. 1861 г. призван к управлению этим министерством. Незадолго перед тем происходили студенческие волнения, приведшие к временному закрытию Петербургского университета и выдвинувшие на первый план уже прежде осознанную необходимость нового университетского устава. Студенческие беспорядки Головнин объяснял упадком научной деятельности университетов и недостатками университетской организации, уничтожавшей всякую нравственную связь между профессорами и студентами. Для пополнения персонала профессоров Головнин отправил много молодых людей за границу, а руководство ими поручил Н. И. Пирогову. Для ознакомления с университетскими порядками за границей командированы были опытные лица, в том числе К. Д. Кавелин; в самой России опрошены были все лица, которые могли считаться сведущими в этом деле, а проект нового устава в переводе был обсуждаем лучшими европейскими авторитетами. Немногие из законодательных памятников имели такую обстоятельную и всестороннюю предварительную разработку, как университетский устав 1863 г., который ввел приват-доцентуру, университетское самоуправление, университетский суд над студентами, умножил число кафедр, увеличил вознаграждение профессоров. Расширены были средства университетских библиотек; основан Новороссийский университет (1864); издан особый устав для Дерптского университета.Для поднятия научного уровня наших университетов Головнин считал необходимым отменить вовсе право университетов давать чины, предоставив им только право удостаивать ученых степеней; но это предположение не осуществилось. Головнин высоко поднял значение министерства народного просвещения, которое до него считалось одним из второстепенных; он почти удвоил его бюджет, сократив вместе с тем непроизводительные расходы; уничтожил канцелярию министра и всю административную часть сосредоточил в переустроенном департаменте народн. просвещения. Главное правление училищ Головнин преобразовал в совет министра. Во многих городах открыты при нем гимназии и прогимназии, частью вновь учрежденные, частью преобразованные из бывших уездных училищ. В 1864 г. издан был устав гимназий, который, по выражению гр. Д. А. Толстого, «положил классическое образование в основу собственно-научного университетского образования». Головнин выработал обширный план правильной организации народного о



бразования в России, но успел привести его в исполнение только отчасти. Положение 1864 г. о народных школах послужило, однако, основанием для широкого развития земской начальной школы.

© БиоЗвёзд.Ру