Главная Войти О сайте

Александр Введенский

Александр Введенский

Один из лидеров обновленческого движения Православной Российской Церкви в 1922—1946 годах
Дата рождения: 30.08.1889
Гражданство: Россия
Проповедник и христианский апологет. Именовал себя «митрополитом-Апологетом-Благовестником». В 1920-е годы имел репутацию непревзойдённого оратора благодаря своим выступлениям на публичных диспутах с «антирелигиозниками» (в 1929 году подобные диспуты были запрещены в связи с запретом «пропаганды религии»).Отец был преподавателем латинского языка в гимназии; впоследствии стал директором гимназии, получив дворянское звание. Дед по отцу, по неточным сведениям, был псаломщиком из кантонистов (крещёных евреев), получивший фамилию по храму Введения, где служил псаломщиком.Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета.В 1914 году за полтора месяца экстерном сдал экзамены и получил диплом Петербургской духовной академии.В июле 1914 был рукоположен во пресвитера епископом Гродненским Михаилом (Ермаковым) и назначен полковым священником. Рассказывают, что на своей первой службе в сане иерея он «начал читать текст Херувимской песни, молящиеся остолбенели от изумления не только потому, что отец Александр читал эту молитву... не тайно, а вслух, но и потому, что читал он её с болезненной экзальтацией и с тем характерным «подвыванием», с которым часто читались декадентские стихи».С 7 марта 1917 года — один из организаторов и секретарь «Союза демократического православного духовенства и мирян», учреждённого в Петрограде. Член Предпарламента как представитель демократического духовенства.С 1919 года настоятель церкви Захария и Елисаветы в Петрограде.В 1921 года митрополитом Вениамином (Казанским) был возведён в сан протоиерея.12 мая 1922 года, в числе прочих лиц, прибыл в Троицкое подворье на Самотёке, где тогда находился под домашним арестом Патриарх Тихон и, обвинив его в безответственной политике, приведшей к конфронтации Церкви с государством, настоял на том, чтобы Тихон на время ареста отказался от своих полномочий, что и было сделано последним — с временной (с 16 мая) передачей церковного управления митрополиту Ярославскому Агафангелу. Резолюция Патриарха была выдана за его «отречение»: обновленцы немедленно захватили церковную власть, организовав «Высшее Церковное Управление» (ВЦУ). В обновленческое ВЦУ вошел и протоиерей А. Введенский.25 мая 1922 вместе со священниками Владимиром Красницким и Евгением Белковым отлучен митрополитом Петроградским Вениамином (Казанским). Отлучение было снято епископом Алексием (Симанским) под страхом расстрела митрополита Вениамина.В октябре 1922 года возглавил одну из структур обновленчества — «Союз общин Древле-Апостольской Церкви» (СОДАЦ), цели и задачи которого он определял в апреле 1923 года следующим образом: «Инициатором в вопросе о подлинной реформе церкви является руководимый мной „Союз общин древле-апостольской церкви“, поставивший своей задачей борьбу с современной буржуазной церковностью и введение в жизнь церкви подлинных, забытых самими верующими принципов христианства <…>»В конце апреля — начале мая 1923 года — активный участник обновленческого «Второго Всероссийского Поместного Священного Собора», на котором подписал постановление Собора о лишении сана и монашества святейшего Патриарха Тихона.6 мая 1923 года был хиротонисан во обновленческого епископа Крутицкого, викария Московской епархии. Введенский на момент хиротонии состоял в браке У обновленцев допускался женатый епископат. Впоследствии женился ещё раз.В начале 1924 году Введенскому также было поручено заниматься зарубежными делами с возведением его в сан «митрополита Лондонского и всея Европы». Однако попытка обновленцев получить хотя бы один храм за рубежом претерпела неудачу, и в середине 1924 году Введенскому был присвоен титул «митрополита-апологета и благовестника истины Христовой». Был постоянным членом обновленческого Священного Синода.Настоятель храма Христа Спасителя в Москве (до его закрытия в 1931 году); с 1931 года — храма Петра и Павла на Новой Басманной, где располагалась и Богословская академия обновленцев. В 1934 году, после закрытия храма Петра и Павла и Академии, перешёл со всей паствой в Никольский храм в Новой Слободе на Каляевской улице.

© БиоЗвёзд.Ру