Главная Войти О сайте

Александра Экстер

Александра Экстер

Живописец, художник-авангардист.
Родилась в г. Белостоке Гродненской губернии в семье коллежского асессора.

Обучалась в Киеве в гимназии Св. Ольги, которую закончила 1899 г.

C 1901 по 1903, а также, как вольнослушатель, с 1906 по 1908 занималась в Киевском художественном училище.

В 1903 г. вышла замуж за адвоката Николая Евгеньевича Экстера.

В эти же годы организовала в своем доме салон-мастерскую, ставшим местом встреч представителей киевского авангардного искусства.

В 1907 г. уезжает в Париж, где начинает заниматься в парижской академии Гран-Шомьер, где посещает класс портретиста Карло Дельваля. Во время этой поездки у нее складываются дружеские отношения с П. Пикассо, Г. Аполлинером.

С 1908 по 1914 живет в разных городах Российской Империи (Москва, Киев, Одесса, Петербург), активно путешествуя по Европе.

В 1908 организовала в Киеве вместе с Д. Д. Бурлюком выставку «Звено»;

В 1912 г. в Италии знакомится с художником-футуристом Арденго Соффичи, а через него с ведущими авангардистами этой страны и принимает участие в их выставках.

Принимала участие в большинстве наиболее значительных выставок авангардного искусства в России (выставки Бубнового валета — февраль 1912, Союза молодежи, Трамвай В и др.), Франции (Салон Независимых — март 1912 и др.), Италии .

В 1915 году вступает в группу К.Малевича Супремус. 1915—1916 — вместе с другими художниками-супрематистами Экстер работала с крестьянами в художественной артеле села Вербовка (руководитель её ученица Нина Генке) и села Скопцы (руководитель Наталья Давыдова).

1918—1921 — вместе с Вадимом Меллером работает с Брониславой Нижинской, сестрой В.Нижинского, в её Балетной Студии в Киеве.

В 1921 г. принимает участие в концептуальной выставке конструктивистов «5х5=25».

Экстер преподавала в Одесской детской художественной школе, затем в собственной студии в Киеве (1918). С 1921 по 1922 вела курс в ВХУТЕМАСе.

С 1924 жила за границей.

Умерла 17 марта 1949 в Фонтене-о-Роз под Парижем.

Как художник театра и кино работала над спектаклями Московского Камерного театра А. Я. Таирова («Фамира Кифаред» И. Ф. Анненского (1916), «Саломея» О.Уайльда (1917)), «Ромео и Джульетты» У.Шекспира (1921), фильмами («Аэлита» Я. А. Протазанова) и др.

Участвовала в оформлении I Всероссийской сельскохозяйственной выставки (1923)

В качестве дизайнера по костюмам сотрудничала с Московским ателье мод, работала над созданием парадной формы Красной Армии (1922—1923).

В 1924—1925 гг. занималась оформлением советского павильона на XIV Международной выставке в Венеции и подготовкой экспозиции советского отдела Всемирной Выставки Современного Индустриального и Декоративного Искусства (Арт Деко) в Париже.

В начале 1930-х годов Александра Экстер начинает работать в таком направлении, как Les Livres Manuscrits — создание уникальных, выполненных от руки книг, каждая страница которых имеет авторский автограф. Такие книги делаются Экстер делала, как правило, в одном, изредка — в трех-пяти экземплярах..[1]

Персональные выставки Александры Экстер — Берлин (1927), Лондон (1928), Париж (1929), Нью-Йорк (1930), Прага (1937).

© БиоЗвёзд.Ру