Главная Войти О сайте

Алексей Кузьмин

Алексей Кузьмин

Генеральный директор Литреса
Гражданство: Россия

Расскажите, при каких обстоятельствах появился проект litres.ru?

-Просто настало время, когда писатели, издатели и интернет-библиотеки решили, что представлять в интернете электронные копии книг надо по-другому - с жестким ориентиром на мнение правообладателя. Во многом это было связано с соответствующими поправками в Гражданском кодексе. Как результат, 5 крупных интернет-библиотек объединились, создали магазин электронной торговли копиями книг, с комплексной системой учета скачиваний и покупок, чтения в режиме он-лайн, начислений авторских гонораров…

Была ли уверенность в успехе проекта? Конечно. И сейчас проект работает и развивается. Каждый месяц наблюдается в среднем прирост 30-50% по разным показателям. Да и писатели к нам потянулись. Заключили договоры о партнерстве с крупнейшими правообладателями - книжными издательствами Эксмо, издательской группой АСТ, ОлмаМедиаГрупп, Росмэн. И этот список растет, к нам приходят новые издательства и новые авторы.

litportal.ru, aldebaran.ru, fictionbook.ru, bookz.ru, fenzin.org - это те 5 крупных интернет-библиотек, об объединении которых вы сказали выше. Что отличает эти сайты?

И раньше и сейчас есть различия по жанрам и соответственно по аудиториям.

Абсолютно общее – в организации продаж, через сайт www.litres.ru, и информирования о новинках.

Почему было выбрано такое название проекта - ЛитРес?

-ЛитРес - литературный ресурс. Просто, понятно, без вариантов.

Можете ли вы определить основные жизненные этапы litres.ru за прошедшее время?

-Как у всех – этап сомнения, этап самоопределения, этап организации партнерства с издательствами, сейчас этап бурного роста – наполняем библиотеки новыми книгами, потом наверное будет этап целевого развития, по каким-то определенным видам деятельности. Например, торговли или создания и продвижения авторских брендов. Многое зависит от задач, которые поставит перед нами книжный рынок.

Были ли значительные изменения в дизайне litres.ru по сравнению с первыми месяцами жизни сайта?

-В скором времени дизайн будет изменен.

Сейчас разрабатываются новые варианты дизайна сайтов, с использованием элементов единой символики.

Вспомните, пожалуйста, в каком состоянии на момент появления litres.ru находился рунетовский книжный рынок?

-Это был рынок энтузиастов (частично он и сейчас такой же).

Главные проблемы – несерьезное отношение со стороны книжных издательств, недовольство авторов бесконтрольным распространением их книг, плохое качество текстов – сканы, без редакторской правки, плохой сервис – небольшое количество цифровых форматов, иногда неудобных для использования в цифровых устройствах.

Сейчас на глазах, с каждым месяцем растет интерес к электронным книгам со всех сторон. Авторы понимают, что с нашей помощью они могут активнее продвигать свои книги, рассказать о себе и своих произведениях, общаться с читателями, журналистами, литературными критиками. Издатели понимают, что Литрес – это их новый и мощный ресурс в продвижении издательских брендов и их собственный издательский бизнес по электронной коммерции. Некоторые проблемы еще остаются, но решать их уже легче сообща с издательствами, когда есть полное взаимопонимание и доверие.

Вы пишите: "ЛитРес - единственная компания в мире, легально предлагающая массовое бесплатное чтение популярной коммерческой литературы". То есть аналогичных зарубежных проектов на момент появления litres.ru не было?

-В техническом смысле это действительно новый проект, не имеющий аналогов в мире. Наш формат fb2 – это системный каталогизатор, который позволяет любой электронной книге самостоятельно найти свое место на полке книжного магазина и библиотек, причем двигаться по системе под управлением читателя, с учетом электронных платежей. В "бумажном" бизнесе на это тратится очень много времени и средств. И наш электронный издательский процесс совершенствуется. Продавцами книг у нас "работают" литературные обозреватели, сотрудники формирующие новости в новостных колонках, и даже сами читатели, которые пишут свои отзывы на книги. От книги читателя отделяет всего лишь несколько кликов. Организация этих кликов – наша работа.

Как вы позиционируете litres.ru? Что получают от сотрудничества с litres.ru читатели? Авторы книг? Издательства?

-Литрес – это все искушения электронных книг.

Мы стараемся дать читателю все, что ему нужно для выбора своей книги и автора. Мы стараемся помочь авторам побольше узнать о своих читателях, издателям – понять что именно привлекает читателей в том или ином авторе. Статистика он-лайн чтений и продаж фиксирует все перемещения на книжных полках.

Вот в этом направлении мы развиваем наш сервис – все для читателя, писателя и издателя.

В чем заключается удобство работы с litres.ru для заинтересованных сторон?

-Мы "быстро заводимся" :)

Мы с большим интересом беремся решать задачи любой сложности.

Можете ли вы выделить конкурентов litres.ru в рунете?

-Простите, но конкурентов у нас пока нет. И это объективно. Ни у кого нет такого количества договоров с правообладателями. И главное - нет технической базы, которая была бы способна организовать торговлю книгами в полном соответствии требованиям закона и рынка. Но конкуренты, конечно, появятся - рынок электронных книг развивается довольно бурно. Но это не страшно. Конкуренция нам нужна, мы с интересом отнесемся к любым их вызовам.

Чувствуете ли вы, что со временем в рунете увеличивается интерес к литературе, к книгам?

-Когда нам удастся сделать Литрес зоной живого общения читателей, писателей, литературных экспертов (критиков, обозревателей, редакторов издательств), я верю, это кардинальным образом повлияет на массовый интерес к литературе. Будет всем полезно, включая самой литературе.

Сейчас на рынке проблема одна – часто у читателей, издателей и литературных критиков нет взаимопонимания в том, что надо издавать, и что может понравиться и должно нравиться читателю. У каждого свои задачи.

Если нам удастся связать всех интересным общением, то придет щастье! :)

Почему читатель должен покупать книгу, если он имеет возможность найти бесплатный вариант в интернете?

-Потому что любая книга – это интеллектуальный продукт, это чей-то труд, который стоит денег. Но если кто-то хочет искать бесплатную книгу, то пусть ищет. С каждым годом это будет труднее сделать. У каждого выбор – мучиться в ее поиске, или купить ее за небольшие деньги и не иметь никаких проблем при скачивании и чтении в мобильных устройствах.

Стали ли в рунете больше покупать книг?

-Конечно. Особенно, если учесть, что раньше ничего не продавалось. Рост продаж налицо. Появляются у нас все больше и больше интересных авторов.

С чего стоит начинать новому пользователю работу с litres.ru?

-Зарегистрироваться и внимательно читать инструкции пользователя. При необходимости можно связаться с техподдержкой, где все расскажут и объяснят.

Каким образом происходит наполнение litres.ru? Сколько произведений добавляется в среднем за неделю?

-Основной объем литературных произведений мы получаем от издательств.

В неделю примерно к нам приходит от 200 до 500 книг, включая новинки. С установлением рабочих процессов с издательствами, думаю, объемы поступлений закрепятся на отметке 500 книг в неделю. Потом, конечно, когда наши объемы уравняются уравняются с издательскими и мы будем только размещать новинки, этот показатель существенно снизится.

К каким разделам (жанрам) на litres.ru существует наибольший интерес со стороны посетителей?

-Очень хорошо идет фантастика, немного ей уступают детективы, потом любовные романы...

Структура интернет-продаж пока отличается от рейтинга популярности жанров на книжном рынке. Тому, конечно, есть причины. Читатели, которые пользуются сегодня коммуникаторами или L-bookами, они все же пока отличаются от читателей бумажных книг. Но мы будем нарушать их традиции, искушать электронными книжками, пропагандировать спецсредства для чтения… Через 3-5 лет разницы в литературных пристрастиях уже не будет.

По каким параметрам формируются рубрики "Горячие новинки", "Популярные книги", "Популярные авторы"?

-По итогам скачиваний или просмотров за сутки, неделю, месяц или за весь срок размещения в Литресе.

Расскажите чуть подробнее о разделе "Партнерская программа "ЛитРес".

-Приглашаем к сотрудничеству любые интернет-ресурсы. Если ссылки на www.litres.ru будут работать, то ресурс такого партнера будет зарабатывать определенный процент с продаж книг тем, посетителям, которые пришли по ссылке партнера в течение месяца или более длительного периода. Партнерка для разных сегментов рынка может быть многовариантной - от мобильного контента до интернета.

С сайтами каких категорий вам хотелось бы наладить сотрудничество?

-В первую очередь с сайтами книжных издательств, интернет-библиотек, книжных интернет-рубрик СМИ, с сайтами авторов, официальными и неофициальными.

Каким образом в настоящее время раскручивается litres.ru?

-Главное в раскрутке – совершенствование сервиса для читателей. Открываем новые рубрики. Например, есть рубрика "Рецензии СМИ", для тех, кому важно в выборе книг ориентироваться на интерес СМИ. "Литературная критика" - для тех, кто ориентируется на мнение авторитетных литературных экспертов, которые предлагают читать самое лучшее, с их точки зрения, что есть на сегодняшний день в Литресе. Особо отмечу, что здесь литературные критики и обозреватели могут выступать в качестве издателей – открывать глаза на новых авторов, реально воспитывать читательский вкус, представлять и фактически продавать книгу и отвечать за свои слова, не краснея при этом. Скоро откроем рубрику "Об авторах", с авторскими интервью на тему "Почему они пишут такие книги?".

Участвует ли litres.ru в каких-то оффлайн-мероприятиях (выставки, конференции)?

-Пока не успели серьезно отметиться в этом деле. Был небольшой опыт участия в ММКВЯ в прошлом году. Но скоро начнем всерьез работать, накопилось много о чем можно поговорить и поспорить. Еще услышите нас, вот пригласим вас и схлестнемся в B2B! :)

Каковы отзывы посетителей litres.ru о вашем проекте? Есть ли какие-то моменты, которые им не нравятся? Влияют ли посетители своими пожеланиями на развитие litres.ru?

-Оооо! Веселый вопрос. Если б мы все время плыли в русле интересов пользователей, то мы бы не открылись. До сих пор велика доля читателей, которые ну никак не хотят воспринимать файл с текстом книги как интеллектуальный творческий продукт писателя, как его собственность. Мол, копия – не книга, поэтому давайте нам ее бесплатно! Слава Богу, эта концепция постепенно уходит. В стране все-таки много людей, которые предпочитают платить за доставленное удовольствие.

На смену пустым причитаниям по бесплатным книгам, приходит и конструктивная критика. Так мы отказались от ограничения числа скачиваний. Теперь скачать книгу – значит получить ее в вечное пользование. На просьбы о помощи в электронных платежах, добавляем варианты платежей. Недавно заключили договор с CyberPlat, а это значит, что услуги по электронным платежам в Литресе будут на уровне оплаты услуг мобильной связи.

Какова в настоящий момент посещаемость litres.ru?

-Более 250 000 человек в сутки. Три месяца назад было 150 000.

Можно ли говорить о портрете посетителя litres.ru? Какой он?

-Он хороший! И он нам очень нравится!

Если серьезно, то когда мы усложним правила регистрации в Литресе, обяжем заполнять анкету пользователя, то будет знать гораздо больше о нашем покупателе. Пока можно точно сказать о нашем читателе, по данным, которые собирают наши интернет-библиотеки. Средний возраст – 25 лет. Образование средне-специальное и высшее. Мужчины и женщины. 50/50.

Это очень кратко. Более точную информацию мы можем предоставить любому партнеру. Все, что нужно узнать рекламщикам для оценки соответствия аудиторий, они получат в самой удобной форме.

Можно ли говорить, что litres.ru - прибыльный проект?

-Конечно, мы сейчас проигрываем книжным издательствам и сетям розничной книжной торговли в абсолютных показателях. О прибыльности этого проекта сейчас говорят показатели роста числа посетителей и объемов продаж. Ежемесячный прирост рынка Литреса - 10%. Думаю, что такой показатель о чем-то говорит.

Можно ли узнать еще немного о ближайших планах litres.ru? В каком направлении движется litres.ru?

-Сейчас нам надо загружать виртуальные книжные полки и наращивать ресурсы, которые способны удовлетворить читательский спрос. Также в планах развивать информационные ресурсы холдинга – размещать качественную и интересную информацию о книгах и их авторах, с рецензиями обозревателей и отзывами читателей. Стратегически мы ориентируемся на сочетание работы по удовлетворению читательского спроса с воспитанием читательских вкусов, на привлечение всех, кто формирует сегодня спрос на книги. Тогда Литрес станет незаменимым литературным ресурсом не только читателей, но и писателей, редакторов издательств, литературных критиков и книжных обозревателей.

© БиоЗвёзд.Ру