Главная Войти О сайте

Алиса Фрейндлих

Алиса Фрейндлих

актриса
Дата рождения: 08.12.1934
Гражданство: Россия
В 1934 году у актера Бруно Фрейндлиха и студентки Ксении Федоровой родилась девочка, назвали ее Алиса, что означает – 'всеобщая любимица'. Но совместная жизнь продлилась недолго, Ксения и Бруно развелись в начале сороковых. Мама Алисы так и не стала актрисой - она закончила рабфак и пошла работать бухгалтером. Папу вместе с ТЮЗом во время войны эвакуировали в г. Березняки.

Всю блокаду Ксения с дочкой прожила в Ленинграде. Там же Алиса пошла в школу. По ее рассказам, перед глазами до сих пор стоит картинка: разрушенный бомбежкой дом и каким-то чудом уцелевший рояль, засыпанный кусками штукатурки. В каких бы условиях не жил ребенок, он всегда будет грезить о будущем. Алиса мечтала стать астрономом, потом балериной; после того, как у нее обнаружился 'вполне сносный', по ее словам, голос, она решила, что будет певицей. Но отец, к тому времени вернувшийся из эвакуации, живший уже с другой семьей, посоветовал ей идти в театральный.

- Ты маленькая, и будешь на оперной сцене, как муха на пироге, - говорил он – а театр даст тебе возможность применить все свои таланты. 

Отец не стал помогать дочери при поступлении в театральный институт, чтобы не говорили – 'Ну да, конечно, это же дочь Бруно Фрейндлиха!' Но прошло совсем немного времени, и наступил момент, когда про него, знаменитого актера, говорили: 'Это – отец Алисы Фрейндлих!'

Алиса поступила сама, с блеском пройдя все вступительные испытания и экзамены. В подготовке ей помогали Мария Александровна Призван-Соколова и ее муж, режиссер Павел Карлович Вейсбрем. Мария Александровна, руководившая школьным театральным кружком, сразу заприметила талантливую девушку и приняла участие в ее судьбе. Училась Алиса в Ленинградском Театральном институте им. Островского. Курс вел Борис Вольфович Зон. В характеристике после окончания института было написано: 'Может играть острохарактерные роли, детей и старух. Превосходно танцует и обладает настоящим певческим голосом… Успеваемость отличная…'

В институтские годы у Алисы 'случился' первый брак. Владимир Карасев, однокурсник, очаровал ее своей пылкой натурой, но замужество длилось недолго. Только закончив учебу, пара развелась.

Началом театральной карьеры была служба в театре им. В. Ф. Комиссаржевской, там Фрейндлих проработала до 1961 года. Затем она очень долго служила в театре имени Ленсовета, куда ее 'переманил' Игорь Владимиров, ставший ее вторым мужем. Как говорит Алиса: 'Игорь был женат на театре, а я была замужем за ним'. У них родилась совместная дочь - Варвара. Прослужив в театре Ленсовета 22 года, Фрейндлих сыграла 23 роли. Постановки пользовались огромным успехом, один только спектакль 'Пигмалион' за пять лет прошел 250 раз! 

Ее приглашали работать в другие театры. Галина Волчек, главный режиссер Московского театра 'Современник' умоляла перейти работать к ней. Но, несмотря на то, что они были близкими подругами, Алиса Бруновна отказалась. Только однажды Волчек удалось уговорить Алису сыграть в спектакле 'Вишневый сад' Любовь Раневскую, и в тот период Фрейндлих в понедельник играла в Московском театре 'Современник', а все остальные дни – в Ленинграде, в театре имени Ленсовета. Это был конец семидесятых. В семейных отношениях появились серьезные проблемы, которые в конечном счете привели к расторжению брака.

В течении еще пары лет после развода Фрейндлих и Владимиров работали вместе, но, по словам Алисы Бруновны, у нее появилось ощущение, что опыт стал затмевать в ней непосредственность: 'Если нет непосредственности – играть невозможно. Благодаря ей актер своей игрой посылает энергетическую стрелу в душу зрителя. И если эта стрела достигает цели – душа становится пластичной и излечивается'.

Третье место работы Алисы Фрейндлих - Большой драматический театр им. М. Горького, куда в 1983 году она перешла по приглашению Георгия Товстоногова.

Перемена в карьере была сродни холодному душу, и это очень помогло в творчестве, как призналась Фрейндлих в одном из интервью. С Товстоноговым они сразу нашли общий язык, словно работали много лет вместе. После смерти Георгия Александровича на его место пришел Темур Чхеидзе. В этот же период Алиса еще раз вышла замуж, с художником и актером Юрием Соловьем они прожили почти 10 лет.

Алиса Фрейндлих не только театральная актриса, она снялась почти в шестидесяти художественных фильмах, один из последних был снят в 2014 году (Линия Марты).

Просто поразительно, как эта маленькая хрупкая женщина столько успевает! Аудиоспектакли, телепередачи, кино, театр, документальные фильмы – это далеко не полный перечень ее творений.

Актриса долго мечтала сыграть вместе с дочерью Варей в одном спектакле. Увидев случайно постановку труппы 'Крепостной балет', Алиса Бруновна вспомнила про давно лежавшую у нее пьесу Валентины Аслановой. В результате получился спектакль 'Уроки танго и любви'; как говорят некоторые зрители – совершенно феерическое зрелище.

Ее старший внук учится в Щукинском театральном училище, а внучка – пока еще не окончила школу. В свои восемьдесят с хвостиком лет, Алиса Бруновна очень энергична и красива. Хотела бы сыграть 'Сто лет одиночества' Маркеса, 'Обещание на рассвете' Ромен Гари, но считает, что никто настолько не сосредоточен, чтобы написать инсценировку к этим произведениям. Приняла бы участие в каком-нибудь необычном шоу, но боится, что не выдержит физической нагрузки. Как все актеры суеверная, верит, что если упал сценарий – нужно обязательно на него сесть, иначе роль не удастся. Всегда пропускает черную кошку, заглядывает в гороскопы.

Как-то, когда у Алисы Бруновны брали очередное интервью, она сказала: 'Я считаю себя счастливой, но если актерская судьба ровна и нет взлетов и падений, то тогда не на что будет опереться в этой судьбе'.

Сила и харизматичность актрисы практически любому спектаклю с ее участием гарантируют успех. Она – воплощение таинственной интеллигенции послевоенного Ленинграда. Звено в актерской династии Фрейндлих, ставшее главным.

© БиоЗвёзд.Ру