Главная Войти О сайте

Анатолий Крохалев

Анатолий Крохалев

Летчик бомбардировщик, Герои советско - финской войны
Дата рождения: 20.11.1910
Гражданство: Россия

Родился в семье рабочего. Русский. Окончил среднюю школу. Работал авиамотористом в школе морских летчиков в Севастополе.

В РККА с 1930 г. Окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу летчиков в 1931 г., Школу морских летчиков и летнабов им. Сталина в г. Ейске в 1933 г., Высшие курсы летчиков ВМФ в 1939 г. Служил в ВВС БФ. Член ВКП(б) с 1938 г.

Участвовал в советско-финской войне. Командовал 1-й отдельной бомбардировочной эскадрильей 10-й авиабригады ВВС БФ. Совершил 30 боевых вылетов на бомбардировку кораблей, транспортов, артбатарей, складов и других военных объектов противника. Эскадрилья под его командованием совершила 190 боевых вылетов и уничтожила 6 транспортов, 2 эшелона, 4 склада, сбила 1 самолет противника, разрушила железную дорогу у станции Экенес.

Рассказывает генерал-майор авиации Раков: «Мы с Крохалевым наносили удары по портам. Летали эскадрильями, но уже чувствовалась необходимость действовать и большими группами, хотя полученная сверху рекомендация летать малым числом самолетов еще не была отменена.

Во время налета на порт Або в самолет Крохалева угодил зенитный снаряд, не вызвав, к счастью, никаких серьезных повреждений. Но один из осколков попал в кабину летчика и скользнул по его комбинезону. Крохалев, несмотря на свою полноту, любил кутаться. Правда, морозы той зимой стояли лютые, они часто превышали сорок градусов на земле, в воздухе бывало и за шестьдесят. Все же мы считали излишним залезать в меховой комбинезон, предварительно надев свитер, меховую жилетку и еще комбинезон с электрическим подогревом.

- Анатолий Ильич! Зачем же ты на электрокомбинезон надеваешь еще меховой? - спросил я как-то Крохалева, когда он, переваливаясь словно упитанный пингвин, шел к своему самолету. - Уж что-нибудь одно - или старый мех, или новая техника.

- А если техника откажет? - улыбнулся Крохалев.

Электрическим комбинезонам мы действительно не очень доверяли и в длительных полетах ими не пользовались. Случись простой обрыв спирали - и комбинезон перестал бы греть. Летчик вполне мог превратиться в ледышку или же обгореть от короткого замыкания. Одно другого не слаще. Крохалеву и пришлось испытать это на себе. Злополучный осколок, порвав часть обогревательных спиралей, замкнул уцелевшие. Новая техника на Крохалеве затлела. Лишь поразительное самообладание летчика дало ему возможность выполнить задание в таких условиях. Он сразу выключил электрокомбинезон, но тот продолжал гореть. Следовало скорее избавиться от него, а самолет уже лег на боевой курс, штурман прицеливался, и бомбы не были сброшены. Сзади шла эскадрилья. Развернись Крохалев сейчас, она вся не выполнила бы задания. И летчик, превозмогая нестерпимую боль, продолжал твердо вести самолет.

Он дождался, когда были сброшены все бомбы, и только после этого стал срывать с себя горящую одежду. Запах дыма из его кабины уже проник в кабину стрелка-радиста. Тот обеспокоенно запросил:

- Что горит?

- Ничего, все в порядке, - ответил командир. На самолетах того времени и на полминуты нельзя было бросать управление. Крохалев, продолжая вести машину, сорвал с себя все до пояса и погасил тлевшие клочья комбинезона. Полуголый, в сильнейший мороз он привел самолет на свой аэродром. Ожоги 1-й степени надолго вывели Анатолия Ильича из строя».

7.02.40 г. капитан Крохалев Анатолий Ильич был удостоен звания Герой Советского Союза.

Участвовал в Великой Отечественной войне с июня 1941 г. Командовал 73-м скоростным бомбардировочным авиаполком ВВС Балтийского флота.

В начале войны 73-й сбап базировался в Копорье, Пярну и Таллине.

Рассказывает гвардии полковник Калиниченко: «Боевое крещение летчики получили 25 июня… На задание отправились три группы во главе с полковником А.И. Крохалевым. Маршрут проходил через полуостров Ханко. Анатолий Ильич хорошо ориентировался в этом районе: еще до войны ему приходилось бывать здесь и неоднократно совершать полеты… К вражескому аэродрому бомбардировщики подошли на высоте четыре тысячи пятьсот метров. Не обнаружить себя раньше времени - вот что занимало сейчас мысли Крохалева. Он приглушил моторы и со снижением вывел полк на боевой курс… Увидев ровные, словно на смотру, ряды вражеских самолетов, ведущий подал команду перестроиться. Двадцать семь бомбардировщиков, вытянувшись в правый пеленг, начали по очереди сыпать бомбы на аэродром… Удар оказался настолько неожиданным для фашистов, что они не успели открыть огонь по бомбардировщикам. Было уничтожено около двадцати самолетов».

В августе 1941 г. 73-й сбап перебазировался под Ленинград и был оперативно подчинен 2-й смешанной авиадивизии.

Калиниченко рассказывает: «На исходе одного из августовских дней… в районе г. Ушаки обнаружено около 20 танков…

На рассвете… бомбардировщики поднялись в воздух. К цели их повел Крохалев…

Штурман старший лейтенант Д.Н. Фомин первым заметил цель.

- Боевой курс!.. – скомандовал он ведущему.

Слева и справа появились разрывы зенитных снарядов… Но ведомые отлично выдерживали строй. Люки девяти бомбардировщиков открылись почти одновременно… Пятьдесят четыре стокилограммовые бомбы разорвались в центре стоянки вражеских танков. Бомбардировщики уже разворачивались на обратный курс, когда их атаковала большая группа «мессершмиттов». «Миги» вступили с ними в бой… И все же двум «мессерам» удалось прорваться к строю и поджечь один Ар-2. Затем последовала новая атака снизу, и загорелся второй наш самолет. Крохалев… резко бросил машину вправо, затем заскользил влево, пытаясь уклониться от вражеского огня. Но фашист цепко висел в хвосте бомбардировщика, повторяя его маневры, и вел огонь из двадцати миллиметровой пушки. Стрелок-радист отчаянно отстреливался, однако огонь его малокалиберного шкаса не достигал цели. Вдруг он совсем замолчал… Сержант Кулев был мертв. «мессершмитт» приблизился на двадцать метров и снова открыл огонь… Крохале ловко уклонялся от огненных трасс, хотя маневрировал он по интуиции, а не по командам стрелка-радиста… Вдруг Крохалев почувствовал запах гари. Из правого мотора повалил дым, затем загорелось крыло. Языки огня быстро побежали вдоль фюзеляжа к хвостовому оперению. Самолет резко пошел вверх… машина не слушалась рулей… Неуправляемый самолет стал опускать нос и валиться на левое крыло….

- Дима, прыгай! – крикнул Крохалев Фомину и открыл фонарь…

Фомин выпрыгнул. Летчик встал на сиденье, перевалился через борт, оттолкнулся ногой, заскользил по плоскости крыла и, выждав несколько секунд, дернул вытяжную скобу. Парашют раскрылся… Сверху на парашютиста пикировал «мессер»… Крохалев схватил стропы и подтянул к себе… «Мессер» проскочил.

При помощи советских людей летчик добрался до своего аэродрома».

В конце сентября 1941 г. 73-й сбап, понесший большие потери, был отправлен на переформирование и перевооружение пикирующими бомбардировщиками Пе-2.

Только в июне 1942 г., освоив программу переучивания и пополнившись, полк возвратился на Ленинградский фронт.

73-м пикировочно-бомбардировочным авиаполком полковник Крохалев командовал до 20.08.42 г.

Рассказывает генерал-майор авиации Раков: «Мы отвоевали у врага превосходство в воздухе, но далось это дорогой ценой. Я не встретил на Балтике многих старых товарищей. Погиб Герой Советского Союза полковник Кондратьев, командир истребительной авиационной дивизии - первого соединения, получившего здесь гвардейское звание. Подбили Анатолия Ильича Крохалева. Он был тяжело ранен и просто чудом дотянул до своих на горящем самолете.

Его полк обладал прекрасными пикирующими бомбардировщиками, но они не всегда могли использовать свои преимущества. Часто им приходилось действовать не в соответствии с прямым назначением, Вместо того чтобы уничтожать цели с пикирования, они отправлялись на разведку в одиночку. Считалось, что их скорость обеспечивает безопасность, хотя она и не позволяла уйти от истребителей.

Пе-2 часто ходили по маршруту вдоль Финского залива или вокруг Ладожского озера. И в том и в другом случае фашисты старались перехватить их на обратном пути. Два истребителя, зайдя с обеих сторон, могли нанести тяжелые удары по одиночному Пе-2. Его стрелок-радист имел возможность стрелять только вниз, а штурман только вверх. При атаке двух самолетов сверху стрелок-радист не мог прийти на помощь штурману и лишь выжидал, когда противник нырнет под огонь его пулемета. А штурман, отражая атаку одного, например справа, ничего не мог сделать истребителю, заходящему слева…

Однообразные полеты по маршруту позволяли противнику принимать ответные меры. Погиб Кузнецов, были и другие потери.

- Давайте изменим тактику! - предлагал Крохалев новому командиру бригады. - Пошлем сразу три-четыре самолета на короткие маршруты: один до Свири, друг ой до Валаама, третий дальше.

- А когда высылать очередную смену? Через сутки? Наблюдать же надо непрерывно! Сколько у вас самолетов? Еще нужно летать и в Финский залив. На все не хватит.

- Но ведь теряем людей и машины.

- Что делать? Летите сами, покажите пример.

- Разрешите тогда хоть высоту изменить?

- Она рассчитана для фотосъемки.

Приказ оставался приказом, и Анатолий Ильич пошел в полет, который был ему так не по душе.

- Видите теперь? - спросил он командира бригады, возвратившись с места падения своего сбитого противником самолета на машине».

С 1943 г. полковник Крохалев служил летчиком-испытателем.

С 1957 г. - в запасе.

Жил в Москве. Являлся активным членом общества «Знание» и вел большую пропагандистскую работу среди населения.

В 1980 г. удостоен звания «Почетный гражданин города Пермь». Его имя носит микрорайон Крохалёвка и средняя школа в Перми.

© БиоЗвёзд.Ру