Белла Барток

Белла Барток

Композитор, пианист и музыковед-фольклорист.
Дата рождения: 25.03.1881
Страна: Венгрия

Биография Беллы Бартока

Белла Барток был венгерским композитором, пианистом и музыковедом-фольклористом. Он родился в семье музыканта-любителя, который играл в местном оркестре, и учительницы. Учился в Будапештской музыкальной академии им. Листа и с 1907 года стал профессором этой академии, преподавая фортепиано.

Одновременно с педагогической деятельностью, Барток также концертировал и изучал крестьянский фольклор, собрав более 30 000 песен, включая венгерские, румынские, словацкие и другие народные песни. В своих сочинениях, созданных в период 1900-1910 гг., он объединял элементы архаического песенного фольклора с современными средствами выражения, включая пьесы для фортепиано, "Багатели", "Бурлески", "Варварское аллегро" и "Портреты" для оркестра, а также два струнных квартета.

Однако его новаторские произведения, включая оперу "Замок герцога Синяя Борода", не были полностью приняты консервативной критикой. Барток начал получать общественное признание после создания балета "Деревянный принц" в 1916 году.

В период Венгерской советской республики в 1919 году, Барток и З. Кодай разработали демократическую реформу музыкальной жизни страны, за что были подвергнуты репрессиям в годы хортистского режима. В 1919 году был создан одно из его наиболее выдающихся произведений - балет "Чудесный мандарин".

Освоив опыт И. Стравинского, А. Шёнберга и других западных композиторов, Барток продолжал развивать национальные фольклорные элементы в своих произведениях в 1920-е годы. Некоторые из его произведений этого времени проявили тенденции к коренному обновлению средств музыкальной выразительности, что иногда приводило к чрезмерной усложнённости музыкального языка. Этим произведениям Бартока были присущи крайняя заострённость и динамизация языка, тяготение к ударно-шумовым эффектам и рафинированный интеллектуализм.

В 1930-е годы творчество Бартока начало меняться в сторону большей простоты и классичности стиля. Он отказался от некоторых крайностей звукового выражения и обратился к большей тематической ясности и чёткости образно-эмоциональных замыслов. В предвоенные годы Барток занял антифашистскую позицию и создал произведения, выражающие идеи гуманизма и братства народов. В это время он написал сонату для 2 фортепьяно и ударных, скрипичный концерт и "Дивертисмент" для струнного оркестра.

В 1940 году, во время фашистской диктатуры, Барток эмигрировал в США, где не получил должного признания и умер в нищете. Из его произведений американского периода наиболее значительны концерт для оркестра и фортепианный концерт.

Барток также сделал значительный вклад в научные исследования в области фольклористики и оказал большое влияние на формирование композиторских школ в Восточной и Юго-Восточной Европе в 1930-50 гг. Он был удостоен премии им. Кошута в 1948 году и Международной премии Мира в 1955 году.

© BIOGRAPHS