Главная Войти О сайте

Бесси Колман

Бесси Колман

Первая темнокожая летчица США

Элизабет 'Бесси' Колман родилась 26 января 1892-го в Атланте, штат Техас (Atlanta, Texas), и была десятой из тринадцати детей издольщиков Джорджа (George) и Сьюзен Колман (Susan Coleman). В родне ее отца были индейцы племени чероки. Бесси пошла в школу – однокомнатное помещение исключительно для цветных – в шесть лет. Каждый день она добиралась до учебы 6.5 км, где недоставало таких элементарных материалов, как мел и карандаши. Однако это не мешало девочке быть примерной ученицей. Колман окончила восемь классов, каждый год прерывая обычный распорядок дел сборкой урожая хлопка.

В 1901-м в ее жизни произошел драматический поворот: Джордж Колман бросил семью. Его достали расовые барьеры, существующие в Техасе, и отец Элизабет вернулся в Оклахому, тогда территорию индейцев, в поисках лучших возможностей. Сьюзен и дети не отправились вместе с ним. В двенадцать Колман была принята в Миссионерскую баптистскую церковь. Когда ей стукнуло восемнадцать, девушка использовала все свои сбережения, чтобы поступить в Сельскохозяйственный университет в Оклахоме, ныне Университет Лэнгстон (Langston University). Она отучилась всего один семестр, прежде чем кончились деньги, и была вынуждена вернуться на родину. Колман осознавала, что в родном городе нет никаких перспектив, и уехала с двумя братьями в Чикаго (Chicago) на поиски работы.

Работая маникюршей, Колман слышала в парикмахерской истории от авиатехников и пилотов, которые вернулись домой с Первой мировой. Они рассказывали о том, как воевали в воздухе, и Колман начала фантазировать о том, что сама стала пилотом. Ее брат только подливал масла в огонь, говоря, что француженки куда лучше афроамериканок, потому что среди первых уже есть летчики. Элизабет при всем желании не могла получить доступ в американскую летную школу, так как была женщиной, да еще и темнокожей. Однако Роберт Эбботт (Robert S. Abbott), основатель и издатель газеты 'Chicago Defender', смог найти место для учебы для Колман за границей. Финансовую поддержку ей оказали банкир Джесси Бинга (Jesse Binga) и сама газета, которой Колман помогла стать успешнее благодаря своей красоте и яркой индивидуальности.

После уроков французского, Колман 20 ноября 1920-го отправилась в Париж (Paris), где училась летать на биплане 'Nieuport 28' с системой рулевого управления. 15 июня 1921-го она стала единственным летчиком среди афроамериканок, заработавшей международную категорию пилота. Чтобы отточить мастерство, Колман два месяца брала уроки у французского летчика-аса, а в сентябре 1921-го отправилась в Нью-Йорк (New York). По возвращению в США Бесси стала настоящей сенсацией СМИ.

В феврале 1922-го она отправилась в Европу и прошла продвинутый авиакурс, а затем в Нидерландах (Netherlands) встретилась с известным авиаконструктором Энтони Фоккером (Anthony Fokker). После дополнительной подготовки в Германии (Germany) Колман вернулась в США, где стала известна как 'Королева Бесс'. Своими каскадерскими трюками в небе – восьмерками, петлями, полетами на низких высотах – Колман не сходила с пика популярности пять последующих лет.

22 февраля 1923-го ее самолет разбился в Лос-Анджелесе, Калифорния (Los Angeles, Califo), и Элизабет сломала ногу и три ребра. Она из принципа отказалась сниматься в полнометражном фильме, где в первой же сцене ей нужно было появиться в уничижительном образе в рваной одежде. Так и не заработав достаточно с редств, Колман не смогла осуществить свою мечту и открыть свою летную школу для темнокожих авиаторов, однако ее достижения послужили источником вдохновения для целого поколения афроамериканских мужчин и женщин.

30 апреля 1926-го 34-летняя Бесси не надела ремней безопасности, планируя прыгнуть с парашютом. Через десять минут полета самолет, в котором также летел Уильям Уиллс (William Wills), рекламный агент и механик, не вышел из пикирования и закрутился. Колман выбросило из самолета на высоте 150 м – и она умерла мгновенно, упав на землю. Самолет рухнул и загорелся. Уиллс скончался от удара.

С 1931-го темнокожие пилоты верно чтят свою традицию, ежегодно пролетая над могилой Колман. В 1995-м Колман была введена в Зал Славы Женщин-авиаторов и ее изображение появилось на почтовой марке США. 23 июля 2011-го, в честь 90-летия со дня ее первого полета, были зачитаны выдержки из биографии Бесси и прошла выставка авиамоделей.

© БиоЗвёзд.Ру