|
Бидия ДандаронРелигиозный деятель, наследник монгольской йогической традиции, основатель современного европейского буддизма в СССР, в детстве признан перевоплощением тибетского ламы Джаягасы ГЭГЭНА
Дата рождения: 28.12.1914
Гражданство: Россия |
- Первый Хамбо-лама СССР: Бидия Дандарон
- Арест и заключение
- Возвращение к науке
- Работа в Бурятском филиале Института культуры
- Исследования и публикации
- Последние годы жизни
- Прерванный путь
Первый Хамбо-лама СССР: Бидия Дандарон
Детство в семье ламы-философаБидия Дандарович Дандарон родился 15 декабря 1914 года в семье известного буддийского деятеля Доржи Бадмаева. В детстве его отдали в монастырскую школу, где он изучал тибетский язык, санскрит и буддизм. В мальчике признали новое рождение тибетского хамбо-ламы Джаягасы ГЭГЭНА. В 1921 году духовный вождь бурятских буддистов Лубсан Сандан Цыденов передал Бидии Дандарону свой духовный титул Царя Учения — Дхармараджи.
Арест и заключение
В 1937 году Дандарон был арестован в Ленинграде. Его пытали и подвергали жестоким унижениям, но он каким-то чудом выжил. В лагерях он познакомился со многими интересными людьми, углубил свои знания по буддизму и познакомился с профессором философии Василием Эмильевичем Сеземаном, который стал его верным другом.
Возвращение к науке
После освобождения в 1956 году Дандарон попытался устроиться на работу в Институт востоковедения, но из-за отсутствия прописки ему отказали. Наконец, в 1957 году он был реабилитирован и получил надежду на успех. Однако устроиться на достойное место вновь не удалось. Неопределенность, проблемы со здоровьем и постоянное беспокойство о завтрашнем дне не позволяли ему сосредоточиться на науке.
Работа в Бурятском филиале Института культуры
В 1957 году он уехал в Бурятию, где получил должность внештатного научного сотрудника в секторе тибетологии Бурятского филиала Института культуры АН. Одна из первых работ Дандарона — перевод с тибетского языка сочинения «История распространения индийской философии в Китае». В следующие годы он активно участвовал в конференциях, собирал материалы по истории взаимоотношений забайкальских буддистов с православной церковью и ездил в экспедиции в Саянские горы.
Исследования и публикации
В 1958 году Дандарон стал сотрудником Комплексного научно-исследовательского института Сибирского отделения АН СССР. В этот период он написал три статьи для буддийской энциклопедии, составил тибетско-русский словарь на 15 тысяч слов и "Тибетско-русский словарь философских терминов". Однако, несмотря на колоссальный труд, эти работы не принесли ожидаемого удовлетворения.
Последние годы жизни
В последние годы Дандарон чувствовал себя одиноким и невостребованным. Из-за постоянной душевой неудовлетворенности он становился все более замкнутым. В 1960 году издательство восточной литературы выпустило его первую работу «Описание тибетских рукописей и ксилографов Бурятского комплексного научно-исследовательского института». Б.Д. Дандарон также сыграл важную роль в создании общины буддистов в Ленинграде.
Прерванный путь
В 70-е годы путь Дандарона к совершенству был прерван: он был снова арестован, осужден неправомерно и помещен в лагерь. Постоянные унижения и страдания подорвали его здоровье. Смерть избавила его от мучений. Б.Д. Дандарон ушел из жизни глубоким мистиком, стремившимся к нирване, но так и не достигшим ее в этом воплощении.