Главная Войти О сайте

Борис Ельяшевич

Борис Ельяшевич

Караимский газзан в Евпаторийской кенасса (1920—1929), хранитель библиотеки «Карай-Битиклиги», всю жизнь посвятивший беззаветному служащегию во благо караимского народа.
Дата рождения: 13.03.1881
Гражданство: Литва

Борис Саадьевич Ельяшевич (Берахья-Эзриэль бен Саадья Эльяшевич) (13(26) марта 1881 г.,г. Поневеж, Литва — 9 января 1971 г., Евпатория) — караимский газзан в Евпаторийской кенасса (1920—1929), хранитель библиотеки «Карай-Битиклиги», всю жизнь посвятивший беззаветному служащегию во благо караимского народа.

Борис Саадьевич Ельяшевич 18 лет был караимским учителем, 16 лет газзаном, 5 лет исполнял обязанности гахама, 8 лет — хранителем библиотеки-музея «Карай-Битиклиги». Первый организатор и руководитель караимского хора мальчиков. Этим хором Борис Саадьевич проводил в последний путь в 1911 году Третьего Таврического и Одесского гахама Самуила Моисеевича Пампулова, и в 1912 году своего любимого учителя, выдающегося караимского ученого, и просветителя И. И. Казаса.

Борис Саадьевич Ельяшевич родился 13(26) марта 1881 года в г. Поневеж, в Литве. В 1892 г. семья Ельяшевичей переехала в Москву. Караимскую и русскую грамоту он усвоил от своего отца — Саадья Семеновича, так как школу посещать не пришлось. От своего отца — Саадьи Семеновича Ельяшевича --- унаследовал необычайный патриотизм и страстную любовь к родной культуре. Поскольку семья бедствовала, московское караимское общество за свой счет послало 14-летнего Бориса в Евпаторию, где в 1895 году открывалось караимское училище по подготовке учителей для караимских школ.

После отличного окончания Александровского Караимского Духовного Училища в Евпатории, Борис Саадьевич уезжает в Москву, где проходит воинскую службу в армии. За несколько месяцев до окончания службы, Ельяшевич направил письмо инспектору АКДУ — Илье Ильичу Казасу, с которым поделился своим желанием работать учителем в Евпатории. В своем ответном письме, пообещав всяческую поддержку Ельяшевичу в трудоустройстве

В должности караимского учителя Ельяшевич прослужил 18 лет.

В 1915 году караимским Гахамом был избран Серайа Маркович Шапшал. По существовавшему в то время положению его заместителем являлся старший газзан Соборной кенаса Евапатории — Борис Саадьевич Ельяшевич.

Обладая хорошим музыкальным слухом и приятным мелодичным голосом, Борис Саадьевич организовал из учеников караимских школ духовный хор, который славился стройным пением и прекрасными голосами.

В начале 20-х годов прошлого века эмигрировал гахам, по причине голода выехал в Москву инспектор АКДУ А. И. Катык и заведующий караимской библиотекой С. С. Ельяшевич. Советской властью было упраздено АКДУ и Караимское Духовное Правление. Из всех работников караимских институций в Евпатории остался Б. С. Ельяшевич. Он поселился при библиотеке-музее, и в течение 9 лет бесплатно нес охрану материально-культурного наследия караимского народа.

В 1928 году над библиотекой «Карай-Битиклиги» нависла угроза ликвидации и расчленения ее фондов по разным библиотекам. Убедившись, что спасти, ее от расчленения невозможно, Борис Саадьевич поехал в Ленинград, где обращатился к академику Коковцеву, а через него в Академию Наук, и добился, чтобы ценнейшие собрания караимских рукописей были переведены на хранение в Ленинград в библиотеку им. Салтыкова--Щедрина, а другая часть духовного наследия караимов в Москву, в библиотеку им. Ленина. Благодаря этого ценнейшие караимские материалы сохранились до наших дней.

После закрытия библиотеки-музея «Карай битиклиги» в 1929 году — последнего караимского учреждения в Евпатории, Борис Саадьевич Ельяшевич переехал с семьей в Подмосковье, в связи с болезнью отца. Это время было для него наиболее тяжелым, так как он имел духовный сан, и считался лишенцем, и не имел право работать на государственной службе. Тем не менее, он работал простым служащим, учителем музыки в школе.

В начале 1930 годов, Бориса Саадьевича вместе с отцом Саадья Семеновичем, который имел духовное звание «эрби», то есть имел право быть караимским учителем и газзаном, вызвали в НКВД. Борису Саадьевичу предложили написать в газету, и отказаться от духовного сана, на что он ответил отказом: «Это я сделать не могу, мой народ сочтет меня изменником», и остался по-прежнему лишенцем.

В марте 1946 году караимы Евпатории обратились к Ельяшевичу с письменным приглашением возглавить общину и занять должность газзана при кенаса (следует заметить, что закрытый советской властью караимский храм в Евпатории возобновил деятельность при оккупационном режиме в 1942 году; в военное время газзаном кенаса был Рафаил Яковлевич Кальфа). Борис Саадьевич дал свое согласие и незамедлительно переехал в Евпаторию, где горячо был встречен всеми единоверцами. В Евпатории Ельяшевич вновь единогласно избран и утвержден Совмином СССР на должность газзана.

Ельяшевич прослужил газзаном до июля 1958 года, и оставил должность по причине старости и слабости здоровья. Менее чем через год караимская кенаса в Евпатории была закрыта, а сама община снята с регистрации.

Прожив долгую, трудную и интересную жизнь, Борис Саадьевич Ельяшевич скончался 9 января 1971 года, похоронен на Евпаторийском караимском кладбище. Но память о нем не угасает, и ежегодно в начале января в кенасса Евпатории звучит поминальная молитва о «последнем печальнике караимов» — Бер ахья-Эзриэль бен Саадья Эльяшевич.

Ельяшевич с большим энтузиастом и ответственностью относился к исполнению своих обязанностей, будь это проведение богослужения в храме, создание караимской библиотеки-музея «Карай-Битиклиги», преподавание в караимской школе или Училище, участие в заседаниях Караимского Духовного Правления и издание его печатного органа, подготовка и проведение народных съездов, ведение документации и работа в архивах.

Он не только в совершенстве владел родным языком, но и прекрасно знал древнееврейский, арабский, турецкий и французский языки. Это позволяло ему свободно работать с любыми материалами и документами библиотеки-музея.

Живя при библиотеке, Ельяшевич все свободное время посвящал освоению и изучению книжного и рукописного фонда, а также предметов материальной культуры. Его глубокие знания не раз помогали ученым при работе с древними текстами на караимском языке, изучении фондов музея.

© БиоЗвёзд.Ру