Главная Войти О сайте

Борис Глинка-Маврин

Борис Глинка-Маврин

Генерал-адъютант, генерал от инфантерии
Гражданство: Россия

Св. Григорис родился в Кесарии Каппадокийской (совр. Кайсери, Турция) и был в раннем возрасте рукоположён во епископы своим дядей, св. Аристакесом. В начале 4 века он распространял христианство в двух близких к Армении странах на Кавказе — в Грузии и в Албании (Алуании). Служение там и привело его к мученической гибели. По приказу языческого царя прикаспийских областей (традиция Мовсеса Хоренаци называет его Санатруком, правителем Пайтакарана; по Фавстосу Бузанду это был царь Маскута, по имени Санесан) св. Григориса схватили, привязали к лошади и волокли по прибрежным камням, пока он не умер. Мовсес Каланкатуаци в «Истории страны Алуанк» сообщает, что «святой Григорис принял мученическую смерть на поле, именуемом Ватнеан, на берегу великого моря». Его ученики перевезли тело святого в монастырь Амарас и похоронили его там. Поскольку, во избежание надругательства со стороны язычников, место захоронения не было отмечено, оно, со временем, забылось.Мощи святого были обретены в 489 г. алуанским царем Вачаганом III (Благочестивым), происходившим из армянского княжеского рода Араншахик. Над мощами была воздвигнута часовня, сохранившаяся доныне. В 1992 году, когда в ходе карабахской войны монастырь Амарас, где похоронен святой, был захвачен азербайджанскими войсками, и гробница св. Григориса, была разрушена. В настоящее время в этом монастыре ведутся восстановительные работы. В Амарасе, где захоронен Св. Григорис, имелась надпись: «здесь захоронен святой Григорис, Католикос Алуанка, внук Григория Просветителя, что он был предан мученической смерти в лето 348 года в Дербенте царем маскутов Санесаном, а святые мощи его были привезены в Амарас его питомцами — диаконами из Арцаха». Известный в свое время публицист и исследователь истории и быта народов Дагестана Ростом-бек Ерзинкян осенью 1857 года, будучи офицером российской армии, посетил часовню Святого Григориса у села Молла-Халил (совр. с.Нюгди). Об этом он написал в статье «Гора Абасова и часовня святого Григориса», опубликованной в 1859 году в выходившей в Тифлисе армянской газете «Мегу Айастани». Дагестанский историк-краевед Евгений Козубский в «Истории Дербента» 1906 года пишет, что Григорис был убит на Ватнианской (Ватнийской) равнине, «которая, по преданию, находилась в 30-ти верстах к югу от Дербента, близ села Молла-Халил, где стоит часовня во имя Григориса». Дербентские армяне, по свидетельству Козубского, раз в год ходят на поклонение к часовне Григориса, он пишет, что и «мусульмане чтут это место за святыню». По данным современного исследователя истории религии в Дагестане К. М. Ханбабаева (1956—2011), место гибели Св. Григориса «локализуется недалеко от Дербента (вблизи современного поселка Белиджи Дербентского района)…здесь была сооружена часовня для многочисленных паломников».Таким образом, место мученической гибели Св. Григориса, которая датируется 40-ми годами IV века, находится на территории современной Республики Дагестан, южнее Дербента и Белиджи, у села Нюгди (Молла-халил). Возведенная на этом месте Часовня Св. Григориса по воле Божьей сохранилась до наших дней. Последняя в истории реставрация Часовни была проведена в 1916 году, о чем свидетельствует надпись на армянском языке над входом. Каменные стены стоят до сих пор, однако внутреннее убранство храма не сохранилось. В советский период Часовня была признана памятником истории, однако внутри церкви многие десятилетия государственного атеизма царило запустение. В то же время жители села Нюгди не разрушили памятник, наоборот, они почитали его.Последние несколько лет работы по восстановлению святыни возглавил председатель дагестанского регионального отделения «Союза армян России» и лидер армянской общины Дербента Виктор Данилян при поддержке местных властей и группы единомышленников. Были укреплены стены, крыша и купол часовни, восстановлены двери и окна. Завершаются внутренние отделочные работы.Возродилась традиция, по которой армянская община Дербента и армянские семьи из других местностей Дагестана, юга России и зарубежья ежегодно приезжают к часовне поклониться Св. Григорису в предпоследнее воскресенье а



вгуста (в советское врмя поклониться святому приходили лишь отдельные семьи дербентских армян). Участие в этом поклонении принимают духовные представители Епархии Юга России Армянской Апостольской Церкви.

© БиоЗвёзд.Ру