Главная Войти О сайте

Борис Маршак

Борис Маршак

Археолог, историк искусства, востоковед.
Дата рождения: 09.07.1933
Гражданство: Россия

Родился в г. Луга Ленинградской области, детство провел в Ленинграде,без которого не мог жить. Он вернулся в свой любимый город навсегда в 1957. Сын писателей М.Ильина и Е. Сегал. Их книга "Как человек стал великаном" определила его жизненную позицию. Очень любил своих родителей, как и они его. По национальности — еврей, но был человеком мира. Один из последних энциклопедически образованных людей. За два месяца до смерти очень радовался, что узнал о последних достижениях в генетике. Ещё ребенком в эвакуации заинтересовался древностями Средней Азии. Поступил учиться на Кафедру Археологии Истфака МГУ, закончил учебу в 1956 г. В 1954 году впервые поехал на раскопки городища Древнего Пенджикента (Таджикистан), и с тех пор пропустил только один сезон - 1956 г., когда у МГУ должн был проходить военные сборы.После окончания МГУ работал в Институте истории, археологии и этнографии АН Таджикской ССР.Вся его научная жизнь была, в основном связана, с Таджикистаном. С 1978 г., начальник Пенджикентской археологической экспедиции (сменил на этом посту Александра Марковича Беленицкого). С 1958 г. непрерывно работал в Отделе Востока Государственного Эрмитажа, с 1978 г. — глава сектора Средней Азии и Кавказа. Кандидат исторических наук (1965 г.), доктор (1982); почетный член Американского Археологического Института[1], Королевского Азиатского Общества Соединенного Королевства[2], член-корреспондент Итальянского Института Африки и Востока[3], иностранный член французской Академии Надписей и Изящной Словесности[4].

Основная сфера научных интересов М. — археология Согдианы и восточное серебро, однако он оставил важный вклад и в таких различных дисциплинах, как политическая история Востока, история религий, метрология, издание и интерпретация восточных текстов, методология археологических исследований и др. Региональные рамки исследований М. простирались от Византии до Китая, хронологические — от античности до монголов. В последние годы жизни заниался искусством и историей Тибета. Им исследована теиа "Согдийца на чужбине" на основе находок так называемых согдийских погребальных памятников в Китае.

В своей книге «Согдийское Серебро» (М., 1971 г.) М. на основе анализа формальных, иконографических и других особенностей ряда серебряных сосудов, найденных, в первую очередь, на Каме и в Северо-Западной Сибири, пришел к выводу о существовании особого, ранее неизвестного центра производства серебряной утвари, который надежно отождествил с Согдианой.

Как участник, а с 1978 г. и руководитель Пенджикентской археологической экспедиции Государственного Эрмитажа, М. продолжал и развивал раскопки эталонного памятника согдийской ар хеологии. Раскопанная территория (по верхнему периоду, VIII в. н. э.) в настоящее время превышает половину площади городища, хронология керамики дает точность до четверти века, знаменитая настенная живопись найдена в большинстве частных домов. С 1996 г. Пенджикентская экспедиция публикует ежегодные отчеты в форме монографий.

В области интерпретации археологических объектов Пенджикента, наиболее яркой стороной деятельности М. выступает иконографическое и сюжетное исследование, реконструкция, «дешифровка» настенной живописи. В своей монографии «Legends, Tales and Fables in the Art of Sogdiana»[5] (NY, 2002) М. анализирует отражение «бродячих» литературных сюжетов древности и раннего средневековья в живописи Пенджикента.

Множество работ М. написал в соавторстве со своим учителем, А. М. Беленицким, и супругой, Валентиной Ивановной Распоповой, с коллегами и учениками. Б. И. Маршак скончался в Пенджикенте, похоронен там же.

© БиоЗвёзд.Ру