Главная Войти О сайте

Дмитрий Тарасов

Дмитрий Тарасов

Летчик истребитель
Дата рождения: 27.09.1919
Гражданство: Россия

Родился 27 Сентября 1919 года в деревне Белясево, ныне Касимовского района Рязанской области, в семье крестьянина. 1935 году вместе с родителями переехал в село Тушино ( ныне в черте Москвы ). Окончил 6 классов. Учился, работал слесарем в авиационных мастерских. В 1939 году окончил аэроклуб, затем поступил в Краснодарское объединённое училище, которое окончил в 1942 году.

На фронтах Великой Отечественной войны - с Ноября 1943 года. Сражался в штурмовой авиации. Был лётчиком, командиром звена.

К Марту 1945 года командир звена 6-го отдельного Гвардейского штурмового авиационного полка ( 3-я Воздушная армия, 1-й Прибалтийский фронт ) Гвардии Старший лейтенант Д. В. Тарасов совершил 132 боевых вылета, нанеся противнику большой урон в живой силе и технике. Всего совершил 163 успешных боевых вылета. 29 Июня 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны продолжал службу в ВВС. С 1957 года Майор Д. В. Тарасов - в запасе. Живёт в Москве. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды, Славы 3-й степени, медалями.

* * *

Есть в Касимовском районе Рязанской области деревушка Белясево, раскинувшаяся в излучине речки Гусь. Места красивейшие: леса перемежаются полями и лугами, заливаемыми в половодье. Там и родился будущий Герой.

Дима рос крепким, смышленым, бойким. Бегал в школу в посёлок Гусь - Железный, потом, окончив шестилетку, работал в хозяйстве, ездил в ночное, пас скот.

В 1935 году семья Тарасовых переехала в Москву, поселилась в Тушине. Здесь Дмитрий окончил школу фабрично - заводского ученичества, стал работать в авиационных мастерских Центрального аэроклуба СССР имени В. П. Чкалова. Был бригадиром на сборке самолётов. Одновременно учился в вечерней школе. В 1939 году поступил в военное авиационное училище.

Лишь в Ноябре 1943 года Младший лейтенант Дмитрий Тарасов прибыл на фронт в 6-й Гвардейский штурмовой авиаполк, который в те дни в составе войск 1-го Прибалтийского фронта вёл боевые действия на Витебском и Полоцком направлениях.

Штурмовики большими и малыми группами наносили удары по живой силе и технике врага, вылетали на разведку и фотографирование переднего края его обороны, доставляли командованию важные сведения. Одновременно весь личный состав полка настойчиво учился. Опытные лётчики И. Мусиенко, И. Павлов и другие подробно рассказывали о преимуществах маневрирования над целью, мерах борьбы с вражескими истребителями. Жесткие требования предъявлялись лётчикам по штурманской подготовке, технике планирования, воздушной стрельбе и бомбометанию.

Молодой пилот Тарасов быстро вошёл в строй и вскоре стал летать на боевые задания. Однажды он отправился в паре с командиром эскадрильи Старшим лейтенантом Виктором Феофановым, опытным и смелым лётчиком - наставником. Погода стояла пасмурная. Серые, плотные облака мешали наблюдать за воздушной обстановкой.

"Ильюшины" точно вышли на цель и, пикируя, пошли в атаку. Младший лейтенант Тарасов чётко держался в строю, он выполнял все команды ведущего, метко сбросил реактивные снаряды и бомбы. Видел, как вспыхнули две автомашины. Вражеская зенитка открыла огонь, в небе появились облачка, разрывов, но уже позади "Илов", и не причинили им вреда.

Когда группа пошла на второй заход, Тарасов увидел на земле несколько костров: горели автомашины. При повторной атаке молодой лётчик поджёг ещё 2 автомашины с боеприпасами.

За первые 15 успешных вылетов Дмитрий был награждён орденом Красного Знамени. Быстро росло боевое мастерство молодого лётчика. А вскоре он сам стал водить в бой группы самолётов, часто летал на разведку и свободную охоту.

В Феврале 1944 года 6-й Гвардейский ШАП, базируясь на Смоленщине, выполнял задачи по уничтожению врага в районе Витебска. 3 Февраля в воздух поднялась восьмёрка Ил-2. Тарасов был ведущим пары. Следовало поставить дымовую завесу южнее озера Лосвида. В этом районе находилась небольшая высота, сильно укреплённая врагом. Все подходы к ней были открыты, и наши войска несли потери.

Группа штурмовиков шла плотным строем. Тарасов уверенно держался в нём, внимательно вглядывался в ориентиры. Вскоре показалась высота, занятая врагом, а чуть левее - озеро. Немцы открыли пулемётный огонь, огненные жгуты трассирующих снарядов прошли рядом с самолётом.

Цель приближалась. Послышалась команда ведущего Виктора Феофанова: "Внимание ! Дым !"

Дмитрий нажал кнопку специального прибора. В это же мгновение и от других самолётов потекли струи белого дыма и, расширяясь, стали оседать на землю, скрывая траншеи врага, пулемётные гнезда, артиллерийские позиции. Огонь противника прекратился. "Ильюшины" развернулись и вскоре оказались над своей территорией. И на этот раз полёт завершился благополучно.

- Когда мы прилетели на свой аэродром, - вспоминал позднее Дмитрий Васильевич, - оказалось, что почти все наши самолёты, участвовавшие в этом полёте, были с пулевыми пробоинами. Однако задание мы выполнили. Фашисты отступили, оставили высоту, а мы, авиаторы, получили от командования благодарность.

Через день Дмитрий вылетел на штурмовку артиллерии и танков врага, скопившихся в лесу севернее Витебска. Шестёрка "Илов" точно вышла на характерный изгиб леса, похожий на подкову. Вот они, чёрные коробки танков, замаскированные в мелколесье ! Чуть опустив нос самолёта, Тарасов начал пикировать на цель.

Немцы открыли огонь, но "Илы" упорно шли в атаку. От фюзеляжа отделились чёрные сигары бомб, сверкнув огнями, понеслись к опушке реактивные снаряды. Было видно, как цель обволакивалась дымом, сверкали разрывы бомб, вверх летели чёрные комья.

- Порядок ! Горят два танка и две цистерны ! - доложил стрелок - радист.

26 Июня 1944 года наши войска освободили Витебск. Лётчики ликовали, зная, что есть и их доля в этом успехе.

Однажды командир полка Кирилл Петрович Заклепа пригласил к себе в землянку лётчиков эскадрильи, которой командовал Виктор Феофанов.

- Враг бежит, - сообщил Заклепа. - Нам приказано разбить переправу врага через Западную Двину, у местечка Улла. Шестёрка вашей эскадрильи должна уничтожить эту переправу. Знайте, что немцы зорко охраняют мост, район насыщен средствами зенитной обороны, в воздухе патрулируют истребители. Надо действовать решительно и наверняка ! Орешек крепкий, но следует его разгрызть.

- Мы, экипажи штурмовиков, - вспоминал Дмитрий Васильевич, - понимали, что полетим на опасное задание. Знали, что поведёт нас в бой Старший лейтенант Иван Шабельников - мужественный и умный командир звена, надеялись, что всё будет в порядке. Скрупулезно изучили маршрут, подходы к переправе, расположение зенитных средств, пригласили истребителей сопровождения, согласовали взаимодействие с ними...

На рассвете шестёрка Ил-2 взлетела, приняла боевой порядок и взяла курс к Улле. Над линией фронта вспыхнули и закурчавились разрывы зенитных снарядов. Дмитрий Тарасов летел в третьей паре. Он видел, как ведущий группы Шабельников пошёл на снижение, направив свой самолёт на переправу. В небе вспыхнули разрывы, где - то западнее Уллы шёл воздушный бой наших "Яков" с "Мессерами".

- Я хорошо разглядел цель, - вспоминал Дмитрий Васильевич. - Деревянный мост, перекинутый через реку, был забит танками и автомашинами, по нему бежали солдаты. Над мостом стоял дым. Потом увидел взрывы бомб, сброшенных с первых самолётов. Фонтаны воды поднялись чуть левее моста. Теперь и я начал пикировать. Все внимание - цели. В последний момент, когда были сброшены реактивные снаряды, перед выводом самолёта из пике, я нажал на бомбосбрасыватель. Затем рванул самолёт вверх, понёсся вдоль дороги, на которой находились автомашины, расстреливал их из пушек и пулемётов. В это время услышал громкий голос воздушного стрелка Ивана Самусёва: "Командир ! Прямое попадание !" Я оглянулся. Переправа была разрушена. Что - то горело. А ведущий Шабельников уже передавал по радио: "Задание выполнено. Возвращаемся на базу".

...На аэродроме, у самолётных стоянок, в тот же день появились плакаты - "молнии". На них крупным шрифтом было написано: "Слава лётчику Павлову, отлично выполнившему задание"; "Так бомбить, как Тарасов"; "Учитесь бить врага у Смирнова". А ещё через несколько дней на груди Дмитрия Тарасова засиял орден Славы 3-й степени.

Разведка донесла, что на Полоцком аэродроме сосредоточено большое количество вражеских самолётов. Следовало разбить взлётно - посадочную полосу, уничтожить самолёты, средства обеспечения, склады и живую силу врага.

Под вечер, когда солнце скрылось за зубчатым лесом, в воздух поднялись 12 штурмовиков под командованием Гвардии Старшего лейтенанта С. И. Афанасьева и 10 истребителей. Группа подошла к вражескому аэродрому незамеченной, на малой высоте. Тарасов видел, как первая шестёрка "Илов", проштурмовав стоянку самолётов, уходила от цели. Опушка леса горела.

- Чёрный дым поднимался в небо, - вспоминал Тарасов, - рвались боеприпасы, пылал бензозаправщик. Я сбросил бомбы на взлётно - посадочную полосу. Долго наблюдал пожар на аэродроме, когда летел на свою базу. Это был успешный полёт...

В лётной книжке Дмитрия была сделана такая запись: "30.6.1944. Продолжительность полёта - 1 час 20 минут. Задание - штурмовка Полоцкого аэродрома истребителей противника. При штурмовке связь в группе держал отлично. Уничтожено 2 "Фокке - Вульфа".

23 Августа 1944 года 6-й Гвардейский штурмовой авиаполк был награждён орденом Красного Знамени. В те же дни Дмитрия Тарасова назначили командиром звена, присвоили звание Лейтенанта.

Однажды, штурмуя позиции врага на Литовской земле, в районе Биржая, Тарасов уничтожил вражескую артиллерийскую батарею. Возвращаясь на базу, заметил восьмёрку пикирующих бомбардировщиков Ju-87.

- Справа "Лапотники" ! Атакуем ! - передал он и пошёл в атаку. Вскоре два "Юнкерса" рухнули на землю.

20 Сентября 1944 года в районе Добеле, уже на Латвийской земле, противник сосредоточил для контратаки крупные силы танков и артиллерии. Шестёрка "Илов" вылетела для удара по врагу. Гвардии лейтенант Тарасов, снизившись до 100 метров, почти в упор стал расстреливать вражескую колонну. Загорелись танк и несколько автомашин. Поливая врага огнём из пушек и пулемётов, Тарасов вдруг ощутил резкий удар: в правом крыле появилась рваная дыра, было перебито управление. Самолёт стал терять скорость, разворачиваться вправо. Еле удерживая штурмовик в горизонтальном полёте, Тарасов стал уходить на свою территорию. При посадке на аэродроме самолёт развалился.

В последующие месяцы войны Дмитрий Тарасов не раз летал на бомбёжку врага в районы Паневежиса, Елгавы, Шяуляя, Риги, Клайпеды. Всего за годы войны он совершил 163 боевых вылета. Уничтожил многие десятки танков и автомашин, взорвал несколько военных складов, сбил в воздушных боях 2 самолёта врага.

В конце Июня 1945 года Дмитрию Васильевичу было присвоено звание Героя Советского Союза.

В 1957 году Гвардии Майор Д. В. Тарасов уволился в запас. Более 20 лет работал старшим инженером конструкторского бюро московского завода "Буревестник". Затем, по состоянию здоровья, ушёл на пенсию.

В столичной школе № 692, что на Ленинградском шоссе, есть музей боевой славы 6-го Гвардей ского Московского ордена Ленина, Краснознамённого, ордена Суворова 2-й степени штурмового авиационного полка. Наряду с фотографиями военных лет там экспонируются другие документы, в частности приветствие МГК и МК КПСС Гвардейцам. В нём есть такие слова: "Москвичи знают и помнят, что в суровые и тяжкие для нашей Родины дни, когда гитлеровские захватчики приближались к нашей любимой столице, личный состав полка принимал самое активное участие в их разгроме под Москвой. Советское правительство достойно оценило ваши заслуги перед Родиной, преобразовав полк в Гвардейский и присвоив ему наименование "Московский". Трудящиеся Москвы гордятся тем, что вы вместе с другими частями и соединениями нашей доблестной Красной Армии одержали историческую победу и в боях с врагом свято выполнили свой долг перед Родиной".

Дмитрий Васильевич Тарасов частый гость в этой школе. Ветерану полка есть о чём рассказать. Ведь он служил в полку отважных.

© БиоЗвёзд.Ру