Джой Пол ГилфордАмериканский психолог
Дата рождения: 07.03.1897
Страна: США |
Содержание:
- Биография Джоя Пола Гилфорда
- Образование и начало карьеры
- Исследования по творческой личности
- Дивергентное мышление и темперамент
- Мотивационные факторы и предметные интересы
Биография Джоя Пола Гилфорда
Джой Пол Гилфорд (7.3.1897, Аврора, штат Небраска – 1976) был американским психологом, который получил всемирное признание благодаря своим исследованиям в области творческой личности.
Образование и начало карьеры
Гилфорд получил образование в университете штата Небраска, где он получил бакалавра гуманитарных наук в 1922 году и магистра в 1924 году. Затем он продолжил обучение в Корнеллском университете, где в 1927 году получил степень доктора философии. Он также получил степени доктора права в Небраске в 1952 году и доктора социологии в университете Южной Калифорнии в 1962 году.
С 1920 по 1924 год Гилфорд работал ассистентом преподавателя в университете Небраска, а затем перешел в Корнеллский университет, где преподавал с 1924 по 1926 год. В 1926 году он стал преподавателем психологии в университете Иллинойса, а затем, с 1927 по 1928 год, ассистентом профессора психологии в университете Канзаса. С 1928 по 1940 год он был ассоциированным профессором в университете Небраска и одновременно занимал должность директора Отдела образовательных исследований с 1938 по 1940 год. В 1940 году он стал профессором психологии в университете Южной Калифорнии, где преподавал до 1967 года.
Исследования по творческой личности
Гилфорд начал свою научную деятельность с разработки опросника для определения экстраверсии и интроверсии. Но наибольшую известность ему принесли его исследования в области творческой личности. Он использовал тесты и факторный анализ, чтобы математически построить модель творческой личности. Эта модель была широко использована в американской науке и промышленности для определения творческих способностей.
Результатом его двадцатилетних исследований стала "кубическая модель структуры интеллекта", которая включала три измерения: операции (познание, память, оценивание, дивергентная и конвергентная продуктивность), содержание (изобразительный материал, символический, семантический и поведенческий) и результаты (элементы, классы, отношения, системы, типы преобразований и делаемые выводы). Совместно со своими коллегами Гилфорд идентифицировал и разработал диагностические инструменты для 98 из 120 возможных факторов, образованных клетками этого куба.
Дивергентное мышление и темперамент
Особый интерес вызвали его исследования дивергентного мышления, которые были ориентированы на задачи, не имеющие строго алгоритма решения и решаемые разными путями. Он разработал "Тест университета штата Южной Калифорнии", который позволял определить такие характеристики дивергентного мышления, как легкость, гибкость и точность.
Гилфорд также трактовал личность как комбинацию индивидуально-специфических черт и разработал тест "Обзор темпераментов", который позволял диагностировать различные аспекты темперамента, такие как общая активность, самообладание, властность, общительность, эмоциональная устойчивость, объективность, дружелюбие, вдумчивость, личностные отношения и мужественность.
Мотивационные факторы и предметные интересы
Гилфорд провел факторно-аналитическое исследование, в результате которого он выделил следующие мотивационные факторы: организмические потребности, потребности в определенной среде, потребности, связанные с работой, потребности, связанные с социальным положением, социальные потребности и общие интересы. Он также исследовал связь между личностными чертами и мотивационными структурами, включая предметные интересы.
Вклад Джоя Пола Гилфорда в область психологии был значительным и его исследования оказали влияние на дальнейшее развитие психологической науки и практики.