Джой Пол Гилфорд

Джой Пол Гилфорд

Американский психолог
Дата рождения: 07.03.1897
Страна: США

Содержание:
  1. Биография Джоя Пола Гилфорда
  2. Образование и начало карьеры
  3. Исследования по творческой личности
  4. Дивергентное мышление и темперамент
  5. Мотивационные факторы и предметные интересы

Биография Джоя Пола Гилфорда

Джой Пол Гилфорд (7.3.1897, Аврора, штат Небраска – 1976) был американским психологом, который получил всемирное признание благодаря своим исследованиям в области творческой личности.

Образование и начало карьеры

Гилфорд получил образование в университете штата Небраска, где он получил бакалавра гуманитарных наук в 1922 году и магистра в 1924 году. Затем он продолжил обучение в Корнеллском университете, где в 1927 году получил степень доктора философии. Он также получил степени доктора права в Небраске в 1952 году и доктора социологии в университете Южной Калифорнии в 1962 году.

С 1920 по 1924 год Гилфорд работал ассистентом преподавателя в университете Небраска, а затем перешел в Корнеллский университет, где преподавал с 1924 по 1926 год. В 1926 году он стал преподавателем психологии в университете Иллинойса, а затем, с 1927 по 1928 год, ассистентом профессора психологии в университете Канзаса. С 1928 по 1940 год он был ассоциированным профессором в университете Небраска и одновременно занимал должность директора Отдела образовательных исследований с 1938 по 1940 год. В 1940 году он стал профессором психологии в университете Южной Калифорнии, где преподавал до 1967 года.

Исследования по творческой личности

Гилфорд начал свою научную деятельность с разработки опросника для определения экстраверсии и интроверсии. Но наибольшую известность ему принесли его исследования в области творческой личности. Он использовал тесты и факторный анализ, чтобы математически построить модель творческой личности. Эта модель была широко использована в американской науке и промышленности для определения творческих способностей.

Результатом его двадцатилетних исследований стала "кубическая модель структуры интеллекта", которая включала три измерения: операции (познание, память, оценивание, дивергентная и конвергентная продуктивность), содержание (изобразительный материал, символический, семантический и поведенческий) и результаты (элементы, классы, отношения, системы, типы преобразований и делаемые выводы). Совместно со своими коллегами Гилфорд идентифицировал и разработал диагностические инструменты для 98 из 120 возможных факторов, образованных клетками этого куба.

Дивергентное мышление и темперамент

Особый интерес вызвали его исследования дивергентного мышления, которые были ориентированы на задачи, не имеющие строго алгоритма решения и решаемые разными путями. Он разработал "Тест университета штата Южной Калифорнии", который позволял определить такие характеристики дивергентного мышления, как легкость, гибкость и точность.

Гилфорд также трактовал личность как комбинацию индивидуально-специфических черт и разработал тест "Обзор темпераментов", который позволял диагностировать различные аспекты темперамента, такие как общая активность, самообладание, властность, общительность, эмоциональная устойчивость, объективность, дружелюбие, вдумчивость, личностные отношения и мужественность.

Мотивационные факторы и предметные интересы

Гилфорд провел факторно-аналитическое исследование, в результате которого он выделил следующие мотивационные факторы: организмические потребности, потребности в определенной среде, потребности, связанные с работой, потребности, связанные с социальным положением, социальные потребности и общие интересы. Он также исследовал связь между личностными чертами и мотивационными структурами, включая предметные интересы.

Вклад Джоя Пола Гилфорда в область психологии был значительным и его исследования оказали влияние на дальнейшее развитие психологической науки и практики.

© BIOGRAPHS