Главная Войти О сайте

Джон Зерзан

Джон Зерзан

Американский философ-примитивист и социолог
Гражданство: США

Родился в Сейлеме, столице Орегона и северо восточном пригороде Бостона в семье небогатых эмигрантов из Чехословакии. Практически всю жизнь прожил в Орегоне. Учился в Стэнфордском Университете, затем получил степень магистра(«Master’s degree» — год аспирантуры) в San Francisco State University(Университет штата в Сан-Франциско). Затем он было закончил свою диссертацию на гуманитарную степень «доктор философии» в Университете Южной Калифорнии (англ. University of Southern California), но ушёл оттуда, не защитившись.Главное содержание его работ заключается в критике цивилизации и аграрной культуры добывания пищи. Он аппелирует к данным социальной антропологии и этнографии, наглядно убеждая в преимуществах первобытного строя и собирательства. Подлинный Золотой Век он находит в жизни бушменов и вообще племён, в которых обрядовость, шаманизм, одомашнивание животных, выращивание табака не получили развития, оставляя живущим в них людям безграничное единение с природой и её глубокое, непосредственное понимание. Все вышеперечисленные попытки изменять правила природы Зерзан всегда рассматривает как ошибочный и гибельный путь ухода от природы, «отчуждение». В своеобразную «ось зла» входят неолитическая революция и связываемое с ней развитие символической культуры, в частности языка и письменности. Позитивная программа З. представлена пылким призывом к постепенному, но решительному возврату к корням человечества(см.Анархо-примитивизм), отказу от цивилизации. Именно там, в первобытном сообществе охотников-собирателей, он видит единственно возможное благополучие человека и идеал его взаимодействия с биосферой. Зерзан активно участвует в социальной полемике.Безумство потребления: Джон Зерзан Зерзан опирается на «негативную диалектику» Адорно, дуалистично выводя два полярных состояния общества: первобытное (до неолитической революции), понимаемое как неотчуждённое, и «цивилизованное», понимаемое как отчуждённое и губительное. В своих работах он использует огромное количество ссылок на антропологические данные. Так, в «Примитивном человеке будущего», на 40 слов текста (включая артикли и предлоги!) приходится по ссылке. Всего их в этой работе около 261, и это главным образом работы антропологов, среди которых особенно часто приводятся Маршал Салинс и Ричард Б. Ли. Его язык настолько ярок, увлекателен и понятен, что это сохраняет даже перевод.В то же время, участвуя в полемике, Зерзан часто переходит к субъективным оценкам при качественном сокращении реферативного материала (см.его рецензии на книги Букчина и Бодрийяра в сборнике «Примитивный человек будущего»).Ценности Зерзана в целом совпадают таковыми у анархо-примитивистов. Для него характерны осуждение терроризма и гражданского (но не антисистемного!) насилия, отрицание возможности развития существующей демократической системы, признание необходимости отказа от цивилизации и городов, земледелия, полный атеизм, человек для Зерзана желателен как биологический вид и часть биосферы, с полным отрицанием мессианской и прогрессистской («per aspera ad astra») сути человека и его особой преобразующей роли как разумного вида.Свою политическую деятельность Зерзан начал с 66-го года, когда он начал принимать участие в акциях гражданского неповиновения против войны во Вьетнаме. Его неоднократно арестовывали.Вскоре он стал социальным работником в министерстве благотворительности Сан Франциско. Он принял участие в создании профсоюза социальных работников и был избран его вице-президентом в 1968-ом, президентом — в 1969-ом году. Местная группа ситуационистов «Contradiction» называла его за это «левацким бюрократом». Занимаясь своим и другими профсоюзами, он становился всё более радикальным, симпатизировал ситуационизму. В это время на него оказывают влияние работы Ги Дебора и Рауля Ванейгема.В 1974-ом испанским ультралевым теоретиком Грандизо Мунисом была опубликована книга «Unions Against Revolution» (анг. — Профсоюзы против революции), в которую было включено и эссе Зерзана. В течение последующих 20-ти лет Зерзан всё более сближался с такими анархистскими изданиями, как Fifth Estate, Anarchy: A J



ournal of Desire Armed, Demolition Derby и т. д.После чтения трудов примитивиста Дэвида Уотсона он пришёл к выводу, что цивилизация является корнем всех проблем и что общество охотников-собирателей представляет собой эгалитарную модель человеческих отношений друг с другом и с природой.

© БиоЗвёзд.Ру