Главная Войти О сайте

Джузеппе Карпани

Джузеппе Карпани

Итальянский императорский придворный поэт
Джузеппе Карпани родился в Брианце, в северо-западной части Ломбардии (Brianza, Lombardy), и получил иезуитское образование в Милане (Milan). Его отец хотел, чтобы Джузеппе изучал право, и сын направился в Павию (Pavia), чтобы изучать тексты законов. Уже во время учебы Карпани всерьез увлекся литературой, начал писать стихи и пьесы, некоторые на общепринятом итальянском, а некоторые на миланском диалекте. Первый успех пришел к литератору в 1780-м, с оперой композитора Джакомо Руста (Giacomo Rust) 'Gli antiquari in Palmira', для которой Карпани написал либретто. Эта работа привела Карпани к миланскому двору, где он писал либретто для различных работ, которые ставились в загородной резиденции в Монце (Monza). Он переводил или вносил изменения во французские сочинения, некоторые из которых были переизданы уже под его авторством.

В период с 1792-го по 1796-й Карпани был редактором журнала 'Gazzetta di Milano'. Это был исторический период, в который началось завоевание Италии (Italy) Наполеоном (Napoleon), и Джузеппе написал несколько откровенных статей с антифранцузской направленностью в этом журнале. В 1796-м французы взяли Милан, и Карпани бежал в Вену (Vienna). Через год он был выдвинут на должность цензора и постановщика в нескольких театрах Венеции (Venice), но, по всей видимости, отказался от предложенных должностей и остался в Вене.

Карпани был страстным роялистом, поддерживающим имперское правительство Австрии (Austrian), на тот момент репрессивное. Он был 'внутренним шпионом', направляющим свои доклады, написанные по-французски, своему начальству, сначала барону Хагеру (Hager), а впоследствии графу Седльницкому (Sedlnitzky). В конечном итоге Карпани заработал пособие от самого императора Австрии.

Джузеппе был немного знаком с Людвигом ван Бетховеном. По-видимому, знакомство ограничилось единственной их встречей в 1822-м, когда Карпани с подачи Джоаккино Россини встретился на тот момент с уже полностью оглохшим немецким композитором. Не имея возможности пообщаться с Бетховеном обычным способом, посредством речи, Карпани инициировал диалог с композитором на бумаге.

В августе 1824-го престарелый Карпани направил все свои усилия на то, чтобы выступить в защиту композитора Антонио Сальери (Antonio Salieri), когда в воздухе витала 'новость' о том, что Сальери отравил Вольфганга Амадея Моцарта (Wolfgang Amadeus Mozart). Джузеппе обзавелся показаниями доктора Гульденера фон Лобеса (Guldener von Lobes), лечившего умирающего Моцарта, а также двух медсестер, которые ухаживали за Моцартом. Карпани опубликовал свои выводы, на основании которых отравление композитора не выходило за рамки простой легенды, не обоснованного серьезными фактами предположения.

Карпани за годы деятельности опубликовал ряд переводов французских и немецких опер, а также написал ораторию 'Страсти Христовы' ('La passione di Gesù Christo'), которая была положена на музыку Йозефа Вайгля (Joseph Weigl). Оратория была исполнена в 1808-м во дворце принца Лобковича (Lobkowitz) и в 1821-м в Обществе друзей музыки (Gesellschaft der Musikfreunde). Карпани также перевел 'The Creation into Italian' Гайда, будучи большим поклонником австрийского композитора, и опубликовал свою книгу о жизни Гайдна и его композициях под названием 'Le Haydine'. Однако ряд критиков неодобрительно отозвались о биографии 'Le Haydine'. К примеру, один из них назвал эту работу 'болтовней о жизни композитора с большими отступлениями от значимости его музыки'.

Джузеппе Карпани умер на 74-м году жизни, 22 января 1825-го, в самом маленьком Лихтенштейнском дворце (Liechtenstein Palace) в Вене.

© БиоЗвёзд.Ру