Ефим Артамонов

Ефим Артамонов

Изобретатель первого в мире двухколесного велосипеда
Страна: Россия

Биография Ефима Артамонова - Изобретателя первого в мире двухколесного велосипеда

Ефим Михеевич Артамонов родился в 1776 году и был крепостным, работавшим на Пожвинском заводе графа (или, по другим сведениям, князя) Всеволжского. Его отец был специалистом, занимавшимся строительством барж. С раннего детства Ефим помогал отцу и уже в четырнадцатилетнем возрасте начал ходить пешком на Старо-Уткинскую пристань, где работал его отец. Подростку приходилось проходить около 160 верст в день, и возможно именно тогда он задумался о том, как изобрести самокат.

В 1800 году Ефим Михеевич создал прообраз велосипеда - первый в мире двухколесный велосипед, известный как самокат. Состоящий из железных колес, закрепленных на изогнутой металлической раме, самокат двигался благодаря движению ног. В 1801 году Артамонов решил отправиться на своем самокате в Санкт-Петербург, а затем в Москву. При этом он столкнулся с трудностями из-за большого переднего колеса, которое могло легко перевернуться, нанося серьезные травмы. Тем не менее, Артамонов настойчиво преодолел все трудности и получил за свой отважный поступок 25 рублей и вольную.

После возвращения в Нижний Тагил Артамонов продолжал работать над совершенствованием самоката. В 1802 году в Нижнем Тагиле было много экземпляров его изобретения, и рабочие планировали повторить его путешествие в столицу. Однако демидовские приказчики решили конфисковать и уничтожить все самокаты из-за серьезной порчи заводского железа и побега от крепостного хозяина.

После этого Артамонова пытались избить кнутом, и его изобретение было забыто. Однако основной принцип действия велосипеда, который был совершенствован позже, был придуман Артамоновым. Есть сведения, что в 1815 году он вернулся на Пожвинский завод, но информация о его дальнейших работах отсутствует. По некоторым данным, в 1840 году его видели на Суксунском заводе Демидова, наблюдающим за постройкой железного парохода. Артамонов скончался в Суксуне в 1841 году.

Сегодня можно увидеть копию самоката Артамонова, посетив Нижнетагильский краеведческий музей. И хотя самокат был забыт, его вклад в развитие велосипеда и транспортной индустрии остается значимым.

© BIOGRAPHS