Главная Войти О сайте

Элисон Голдфрэпп

Элисон Голдфрэпп

альтернативная исполнительница
Звучание новобранцев напоминало кому-то Бьорк, кому-то Portishead, а чаще всего - Джона Барри (John Barry). С двумя альбомами за плечами и третьим на подходе, Goldfrapp близки к тому, чтобы напоминать только самих себя и самим стать объектом для подражания.

Элисон Голдфрэпп (Allison Goldfrapp), подарившая свое имя команде, - композитор, клавишница и очень интересная вокалистка. Она родилась в Бэте, Англия. В школьные годы, строя планы на будущее, Элисон колебалась, чему отдать предпочтение - музыке или изобразительному искусству. Поначалу живопись доминировала. Элисон поступила в Миддлсекский университет, где специализировалась на изящных искусствах. Через эту коллизию проходило уже не одно поколение английских музыкантов, в конце концов менявших место у мольберта на музыкальную сцену. Такая же судьба ожидала и Элисон Голдфрэпп. Еще учась в университете, она начала создавать инсталляции, для которых сама придумывала музыкальное сопровождение, экспериментируя как с визуальными, так и со звуковыми формами и творя в рамках некоего нового синтетического вида искусства. У девушки появилось немало друзей в музыкальной среде. В 1995 году она озвучила ряд вокальных партий для альбома "Maxinquaye", с которым дебютировал ее близкий друг Трики (Tricky). Этого было достаточно, чтобы ее появления на альбомах британских электронных проектов стали регулярными. Голдфрэпп, к примеру, значится в числе музыкантов, записывавших лонг-плей "Avant Hard" группы Add N to X и "Snivilisation" Orbital (с ними она даже отправилась на гастроли).

Роль бэк-вокалистки и клавишницы в конце концов показалась ей слишком скромной, и в конце 90-х Элисон пробует профессионально записывать собственные композиции, которые сочиняет уже не первый год. Вмешательство друзей сыграло свою роль и на этот раз. Один из приятелей передал ее демо-записи композитору Уилли Грегори (Will Gregory). Пообщавшись и познакомившись поближе, Голдфрэпп и Грегори обнаружили массу точек пересечения. По этой пунктирной линии общих интересов вот уже пять лет выстраивается их совместная деятельность, которая началась с создания группы под названием Goldfrapp. Долго доказывать свою творческую состоятельность дуэту не пришлось. В 1999 году они подписали контракт с лейблом Mute и приступили к записи дебютного альбома.

Их первенец "Felt Mountain" лег на прилавки магазинов в сентябре 2000 года. Создание альбома было овеяно тайной и породило череду слухов. Работа протекала вдали от цивилизации - в деревенской глуши графства Вилтшир, "в бунгало посреди голого поля", под покровительством продюсера Джона Пэриша (John Parish), опекавшего PJ Harvey и Адриана Алти (Adrian Ultey) из Portishead. Настойчивые сравнения пестрого стиля Goldfrapp с записями Джона Барри начались уже с первой пластинки. Это не значит, что творчеству музыкантов отказывали в оригинальности. Напротив, критики единодушно называли альбом "Felt Mountain" одним из самых интересных дебютов 2000 года. Очаровательный вокал Элисон и мастерство мультиинструменталиста Грегори позволяли им изящно справляться с фольком, кабаре, поп-музыкой 60-х и самой современной электроникой. А результатом их усилий стала подборка крепких традиционных песен и необычных любовных баллад, которые соседствовали со стильными коллажами музыкальных тем для научно-фантастических или приключенческих фильмов. Получилась, пользуясь определением одного из рецензентов, "странная и красивая смесь романтики, таинственности и сплина".

Вряд ли авторы "Felt Mountain", какими бы честолюбивыми они ни были, предполагали, что запись вызовет такой интерес среди поклонников электронной музыки и трип-хопа в частности. Альбом дал жизнь нескольким удачным синглам, а в начале 2001 года появился отличный мини-диск "Utopia Genetically Enriched". Большую часть года Голдфрэпп и Грегори провели в дороге - их концертные сеты пользовались завидным спросом, особенно на фестивальных площадках. Поначалу перед дуэтом возникла головоломная проблема: как трансформировать альбомный материал в формат живого концерта? Увлеченные студийной работой, о живых сетах они и не думали. А когда вопрос встал ребром, начались подсчеты количества музыкантов, которые смогли бы адекватно воссоздать их саунд. Сколько: 20? 40? Конечно, такой ансамбль оставался чем-то из области фантастики. Пришлось ограничиться гитаристом, скрипачом и клавишником. Уилли Грегори играл на синтезаторе, Элисон пела. Но и этого с лихвой хватало для впечатлительных меломанов.

В конце 2002 года студийная работа возобновилась с новой силой и через полгода дуэт обнародовал новый лонг-плей "Black Cherry" (2003). Как это часто случается, второй альбом оказался не совсем тем, чего ждали от группы (ведь каждый ждал чего-то своего). Поэтому рецензии носили скорее разочарованный характер. В композициях "Black Cherry" действительно почти отсутствует тот гламур старой школы, который интригующе кутался в современные аранжировки на дебютной записи. Музыканты так же смело (пожалуй, даже еще рискованней) устремлялись в самых разных направлениях, но не сумели найти гармоничный баланс для этих разношерстных находок. Среди представленных на альбоме отрешенных баллад и плотных танцевальных номеров были, конечно, свои удачи: "Crystalline Green", "Tiptoe" или "Train". Д и образ мифической сирены, озвучивающей странные пророчества, по-прежнему ловко удавался Элисон Голдфрэпп.

Если первому альбому посчастливилось завоевать симпатии преимущественно британских и европейских меломанов, то второй релиз распространил свое влияние и на американских слушателей. После того как четыре сингла с этого диска финишировали в первой двадцатке танцевальных хитов США, "Black Cherry" была открыта зеленая улица в Тор 5 электронных альбомов.

Летом 2003 Goldfrapp еще раз переиздали ЕР "Utopia Genetically Enriched" - "генетически обогащенную" версию, снабженную новыми ремиксами от Тома Миддлтона (Tom Middleton), Тима Райта (Tim Wright) и известного финского продюсера Йори Хилконена (Jori Hilkonnen). Пока европейские меломаны искали диск в магазинах, любители живых концертов могли поколбаситься на концертах Goldfrapp, ударно объездивших пол-Европы. Они успели отыграть сеты в Великобритании и Франции, Италии и Испании, Швейцарии и Германии, Голландии и Сербии, Норвегии и Бельгии, Австрии и Польше. Кроме того, в девяти городах Goldfrapp открывали выступления Duran Duran. Как ехидно писала пресса, ветераны выбрали группу поддержки, которая сама спокойно собирает залы.

В конце 2003 года Goldfrapp удостоились награды европейского MTV, правда, пока только за лучший веб-сайт. Однако в случае с Goldfrapp это была заслуга не каких-то безвестных дизайнеров и программистов, а в первую очередь самой Элисон. Университетский диплом пригодился ей и в ее музыкальной жизни. Она сама придумывала обложки для альбомов Goldfrapp и принимала самое непосредственное участие в разработке художественной концепции сайта, населенного говорящими деревьями, летающими коровами и мистическими человекозверьми (по-английски они называются красивее - "manimals"). Так что награда MTV Europe Music Web Award правильно нашла своего героя.

В 2004 году Элисон и Уилли в свободное от гастролей время занималась в основном сочинением новых композиций и обработкой некоторых уже известных номеров для саундтрека к фильму "My Summer of Love" режиссера Павла Павликовского (Pawel Pawlikowski). Пока что издание этой смеси инструментальных пассажей и относительно известных песен не предполагается. Параллельно накапливались новые идеи для будущего студийного диска, который Goldfrapp планируют выпустить в 2005 году. Для разрядки они время от времени записывали ремиксы. Среди самых интересных - новые версии треков Depeche Mode и молодой команды Franz Ferdinand. В том же 2004 году Goldfrapp номинировались на звание лучшей танцевальной группы по версии MTV. Победа на этот раз досталась их коллегам Faithless. Но у Goldfrapp все еще впереди.

© БиоЗвёзд.Ру