БиоЗвёзд.Ру

Энг Ли

Категории › ИскусствоКиноПродюсер

Энг Ли тайваньский и американский сценарист, продюсер и режиссер

Имя: Энг
Фамилия: Ли
Дата рождения: 23.10.1954
Гражданство: Тайвань



Но шутки шутками, а родившийся 23 октября 1954 года на Тайване Ли так же уникален, как и его сенсационный эпос "Крадущийся тигр, затаившийся дракон" - фильм, в котором не действует закон земного притяжения, фильм, номинированный в 2001 году на премию "Оскар" по 10 пунктам (включая основные) и удостоенный в результате четырех наград (включая статуэтку за лучший фильм на иностранном языке).

Поклонники двух других режиссеров с фамилией Ли - афроамериканского Спайка Ли (однофамильца) и английского Майка Ли (в английском написании - Leigh) язвительно шутили: китайского Ли легко отличить от двух других фильммейкеров по абсолютному отсутствию стиля. Но Ли, скорее, режиссер-хамелеон, способный одинаково талантливо и успешно работать в любом жанре и - даже больше - в любой культуре.

Обучаясь в Нью-Йоркском университете, Энг Ли принимал участие в съемках густо замешанной на афроамериканской субкультуре ранней работы Спайка Ли "Joe's Bed-Sty Barbershop". Свой дебютный полный метр, комедию "Нажимая на рычаги" (1992) он снял на Тайване, но главным героем сделал пожилого мастера тай-чи, приезжающего навестить обосновавшегося в Нью-Йорке сына. Снятый спустя год фильм "Свадебный банкет" отчасти продолжал тему столкновения патриархальных выходцев из Азии с раскрепощенными нравами западного мира. Сюжет этой вполне драматической комедии был построен едва ли не на анекдоте: пожилая супружеская чета едет (вновь в Нью-Йорк) на свадьбу к своему сыну, не подозревая, что живущий на Манхэттэне (вот оно, тлетворное влияние богемной среды!) сын - гей, а свадьба - всего лишь фикция. "Банкет" выгодно отличался от прочих политически корректных лент о секс-меньшинствах искренностью и отсутствием какой-либо дидактики. Виртуозное постановочное мастерство Энга Ли не осталось незамеченным: картина получила главный приз, "Золотой Медведь" на Берлинском МКФ.

Второй раз берлинское золото досталось Ли за рукодельную экранизацию романа Джейн Остин "Разум и чувство" (необязательный, но занятный факт: председателем жюри в 1996-м году был наш соотечественник Никита Михалков). В 1997-м он ловко перенесся из викторианской Англии в Америку времен сексуальной революции, сняв получивший на Каннском МКФ премию за сценарий фильм "Ледяной шторм", а в 1999-м Ли выпустил недооцененный исторический фильм "Погоня с дьяволом", жесткий, натуралистичный рассказ о временах Гражданской войны между Севером и Югом.

Настоящей сенсацией стал "Крадущийся тигр...". Ли прочел одноименный роман Ван Ду Лу в 1994-м году. Хотя книга была написана еще в конце 30-х годов, ки тайские власти наложили вето на ее публикацию по-английски. В течение шести лет Ли мечтал экранизировать этот роман; осуществление желаемого произошло лишь в 2000-м году, но даже признанный мастер трюковых сцен Юэнь Вупинь (работавший на "Матрице") не смог реализовать многие из запланированных Ли боевых сцен. Однако и то, что есть, поразило воображение самых искушенных зрителей. Фэны "Тигра" ждали от Энга Ли нового гипердинамичного экшна, но, к их огорчению, Ли отказался участвовать в съемках третьей части "Терминатора". Ему нравится удивлять.

Фильмография (режиссер)

1992 "Нажимая на рычаги" (Tui shou)

1993 "Свадебный банкет" (Hsi yen)

1994 "Ешь, пей, мужчина, женщина" (Yin shi nan nu)

1995 "Разум и чувство" (Sense and Sensibility)

1997 "Ледяной шторм" (The Ice Storm)

1999 "Погоня с дьяволом" (Ride with the Devil)

2000 "Крадущийся тигр, спрятавшийся дракон" (Wo hu zang long)

Источник: peoples.ru

Скажи!



© БиоЗвёзд.Ру