Эжен Атже

Эжен Атже

Французский фотограф
Дата рождения: 12.02.1857
Страна: Франция

Содержание:
  1. Биография Эжена Атже
  2. Первые шаги в искусстве
  3. Открытие фотографии
  4. Признание и достижения
  5. Жизнь и творчество
  6. Поздние годы и наследие
  7. Последние годы
  8. Последние моменты жизни
  9. Наследие и признание

Биография Эжена Атже

Эжен Атже (Eugène Atget), полное имя - Жан Эжен Огюст Атже (Jean Eugène Auguste Atget), родился в 1857 году в Либурне (Libourne). Он рано осиротел, и с 5-летнего возраста мальчика воспитывали бабушка с дедом.

Первые шаги в искусстве

Сразу после окончания школы Эжен поступил в торговый флот, а в 1878 году Атже, который всегда чувствовал тягу к искусству, вернулся во Францию, в Париж (Paris), где попробовал поступить на актерские курсы. Первая попытка окончилась провалом, но со второго раза он все же сумел попасть на обучение, однако его актерской карьере сбыться было не суждено – небольшие труппы в передвижных театрах не отвечали его мечтам о славе, а потому в конце 1800-х годов Атже решил попробовать реализовать себя в другом виде искусства и стать художником.

Открытие фотографии

И здесь Эжена ждал провал, однако он по-прежнему не отчаивался и не разочаровывался. Так, вскоре он уже нашел свое новое ремесло – фотографию, и на этот раз это было окончательным. Начав фотографировать с 1888 года, он снимал Париж, в котором как раз шел индустриальный бум, его новостройки и повседневную жизнь. Так, 'старый Париж' исчезал прямо на глазах, и многие фотографы, в числе которых был и Атже, старались успеть запечатлеть его прежний облик.

Признание и достижения

Весьма скоро имя Эжена Атже стало все более и более известным – его снимки были по-настоящему талантливыми, и ими начали интересоваться весьма влиятельные печатные издания. Впрочем, настоящее признание пришло к художнику, увы, уже после его смерти – именно тогда его назвали 'родоначальником европейской жанровой фотографии, снятой репортерским методом'. На снимках Атже - первые шаги французского автомобилестроения и воздухоплавания, а также эпоха начала кинематографа, строительство метрополитена. Он стал известен и своими знаменитыми снимками простых людей – лоточников, мелких торговцев, мусорщиков, безработных и нищих. Он фотографировал ярмарки, гулянья, похороны, народные праздники.

Жизнь и творчество

Эжена часто можно было увидеть на парижских улицах, с камерой, в поношенной одежде, с черным покрывалом на плечах, которое он набрасывал на себя во время съемки, и парижане приветствовали его и охотно позировали по просьбе художника. В 1899 году фотограф продал около сотни своих работ, посвященных старому городу, Парижской исторической библиотеке (Bibliothèque Historique de la Ville de Paris). Известно, что с 1902-го верной помощницей Эжена стала его жена Валентина Компаньон (Valentine Delafosse Compagnon), с которой он познакомился еще в бытность свою актером. Валентина также была актрисой, а впоследствии она оставила театр, помогая мужу с работой в фотолаборатории.

Поздние годы и наследие

С началом Первой мировой войны жизнь для Эжена и его жены становилась все сложнее – продавать работы было чрезвычайно сложно. Здоровье художника к тому времени ослабло, в то время как фотокамера и необходимое для съемки оборудование было весьма тяжелым и требовало немалых физических сил. Впрочем, как бы ни было, но Атже все же продолжал снимать. Позже, уже после его смерти, многие удивлялись, как он сумел сделать настолько много снимков – его наследие составило около 10 000 фотографий и негативов. Кроме того, вызывало удивление и то, что Эжен был практически самоучкой – специально фотографии он никогда не учился. Поздние его работы отличает высочайшая техника, умелая постановка света и композиционное совершенство.

Последние годы

Тем временем, после окончания войны дела художника несколько выправились – в 1920-м ему удалось продать около 2500 снимков министерству культуры Франции. Это было огромным успехом и принесло Эжену некоторую финансовую передышку и независимость. Кроме того, его талант привлек к нему и нескольких меценатов, в том числе американку Беренис Эббот (Berenice Abbott), которая всячески старалась помочь Атже. Благополучие продолжалось не слишком долго – к концу жизни Эжен вновь был угрожающе беден, а, кроме того, его сильно подкосила смерть Валентины, которая умерла в 1926-м. Так, близкий к отчаянию, Эжен доживал своей век в крайней нужде, в то время как его работы, которые смело можно было назвать гениальными, вдохновляли таких художников, как Мэн Рэй (Man Ray), Андре Дерен (André Derain), Матисс (Henri Matisse) и Пикассо (Picasso).

Последние моменты жизни

Рассказывают, что за день до своей смерти, фотограф, который всегда отличался эксцентричностью, с большим трудом вышел на балкон своей квартиры в доме №17 на улице Кампань-Премьер (Rue Campagne-Première, 17), посмотрел на город, вскинул руки к небу и воскликнул: 'Я умираю!'… Равнодушный Париж, который он фотографировал на протяжении 30 лет, его смерти попросту не заметил.

Наследие и признание

Эжен Атже умер 4 августа 1927 года. Лишь спустя несколько десятилетий после смерти Атже получил заслуженные почести и был назван одним из наиболее значительных мировых фотохудожников.

© BIOGRAPHS