Главная Войти О сайте

Фантомас

Фантомас

Вымышленный антигерой французской литературы и кино
Гражданство: Франция
Один из самых популярных персонажей в истории французского детектива, Фантомас 'родился' в 1911-м и появился, в общей сложности, в 32 произведениях, написанных в соавторстве. Еще одиннадцать историй были выпущены Аленом после кончины Суверста. Фантомас превратился в главную фигуру многих кино- и телефильмов и комиксов. В истории детективной литературы он представлен как злодей готических романов 19-го века, перекочевавший в образе серийного убийцы в наше время.

Книги и фильмы о Фантомасе, выпускаемые как горячие пирожки, можно считать предтечей современных методов производства в Голливуде. Во-первых, авторы определяли главные повороты сюжета, после чего работали независимо друг от друга над альтернативными главами. Затем Марсель и Пьер встречались друг с другом, чтобы связать две половинки истории в заключительной главе. Такой подход позволял авторам выпускать один роман практически каждый месяц. Во-вторых, права на экранизацию произведений выкупались немедленно. Эта система позволяла киноиндустрии не беспокоиться о проблемах с производством сиквелов.

Фантомас (или человек-фантом), скрывающий свое лицо за маской, вышел на мировую сцену через несколько лет после появления известного 'джентльмена-грабителя' Арсена Люпена (Arsène Lupin). Однако если Люпен во многом напоминает 'благородного разбойника', то Фантомас, без доли сомнения, воспринимается как социопат, получающий удовольствие от садистских способов уничтожения своих жертв.

Фантомас – безжалостный и беспощадный элемент, готовый разделаться даже с собственными детьми. Он настоящий мастер перевоплощения, постоянно фигурирующий под чужими именами. Чаще всего злодей выдает себя за человека, которого сам же и убил. Фантомас использует довольно странные и эксцентричные средства и способы для осуществления своих преступлений, будь то зараженные чумой крысиные стаи, гигантские змеи или заполняющиеся песком комнаты.

Прошлое Фантомаса остается весьма туманным. В его родословной могли быть британцы и/или французы. Вероятно, он родился в 1867-м. В оригинальных книгах сказано, что в 1892-го г.р. некто, позже ставший Фантомасом, величал себя эрцгерцогом Хуаном Нортом и заправлял в немецком княжестве Гессен-Ваймар. В этих краях у него родился сын Владимир от аристократки. При невыясненных обстоятельствах эрцгерцог оказался под арестом.

В 1895-м Фантомас оказывается в Индии (India). Здесь некая европейская женщина становится матерью Элен, вероятно, зачатой от Фантомаса или от индийского принца, служившего жрецом Фантомаса. Элен растет в Южной Африке (South Africa).

В 1897-м Фантомас наведывается в США (USA) и Мексику (Mexico). Его главная миссия – разорить тогдашнего бизнес-партнера Этьена Рамбера. В 1899-м Фантомас участвовал во Второй англо-бурской войне в Южной Африке, используя имя Гурн. Он воевал в Трансваале (Transvaal) в звании артиллерийского сержанта под командованием лорда Робертса. Фантомас получил ранг адъютанта лорда Эдварда Белтама и влюбился в его юную супругу, леди Мод Белтам.

По возвращению сюжета в Европу, незадолго до начала событий первого романа о Фантомасе, лорд Эдвард узнает о связи между Гурном и своей женой, увидев их на парижской улице Левер, где возлюбленные 'свили' любовное гнездышко. Супруг пытается выстрелить в Мод, но Гурн ударяет его молотком и душит.

Выдавая себя за Этьен Рамбера, Фантомас подставляет сына бизнес-партнера, юного Шарля. Он велит ему уйти в подполье, но спрятавшегося Шарля находит французский полицейский детектив Жюв, одержимый поимкой Фантомаса. Знавший о том, что Жюв был подставлен, детектив укрывает юношу и помогает ему сменить личность – на журналиста Джерома Фандора, занятого в газете 'Капиталь'.

Позднее Жюв арестовывает Гурна. В ходе судебного разбирательства выдвигаются убедительные аргументы, что Гурн и Фантомас – одно лицо. Накануне своей казни Фантомасу удается бежать из-под стражи, когда вместо себя в образе Гурна он выдает загримированного актера, которому и отрубают голову.

Леди Белтам постоянно разрывается между страстью к Фантомасу и ужасом перед его чудовищными криминальными деяниями. В 1910-м она совершает самоубийство. Журналист Фандор влюбляется в дочь Фантомаса, Элен. Несмотря на все попытки злодея разъединить влюбленных, Джером и Элен играют свадьбу. В 1911-м появляется злостный сын Фантомаса, Владимир. Подругу Владимира убивает Фантомас, а самого Владимира, в конечном итоге, устраняет Жюв.

Особенного успеха в кинопрокате СССР (USSR) добилась кинотрилогия о 'неуловимом преступнике' Фантомасе режиссера Андре Юнебеля. На главные роли были утверждены Жан Маре (Jean Marais) и Луи Де Фюнес (Louis de Funes). Мрачная задумка Алена и Суверста снималась в комедийном стиле, походившем на пародию фантомасиады и бондианы.

Действие трех картин перенесено в 1960-е гг. В распоряжении персонажей оказываются всевозможные гаджеты и трансформирующаяся техника, к примеру, превращающийся в самолет 'запорожец' Фантомаса. После грандиозного успеха трилогии в СССР возникла идея снять фильм 'Фантомас в Москве', но проект не был реализован. Одной из причин провала стало отвращение Маре, игравшего одновременно Фантомаса и Фандора, к зеленому гриму и резиновым маскам, вызывающим появление прыщей на его лице.

В качестве второстепенного героя Фантомас появляется во многих проектах. Его можно увидеть в эпизодах советских фильмов 'Семь стариков и одна девушка' и 'Старики-разбойники'. Даже в романе Н. Носова (Nikolay Nosov) 'Незнайка на луне' один из городов называется Фантомас.

© БиоЗвёзд.Ру