Главная Войти О сайте

Фэйсбук

Фэйсбук

гигантская социальная сеть
Дата рождения: 04.02.2004
Гражданство: США

Четвертого февраля исполнилось 10 лет с момента запуска сети Facebook. Сегодня Фейсбук — это самая популярная социальная сеть в мире. В месяц активная аудитория сети более 1,2 миллиарда пользователей. Общий доход Фейсбук более 5 миллиардов долларов ежегодно. Однако когда-то в успех созданного Цукербергом сайта не все верили: блогеры, аналитики, учёные и обычные пользователи предсказывали сети неминуемое поражение.

Первый вариант Фейсбук был запущен Цукербергом из его комнаты в общежитии. Первыми посетителями сайта, стали студенты Гарвардского университета. Первым написавшим о социальной сети изданием была в 2004г. университетское издание Гарварда The HarvardCrimson. Девятого февраля, когда число пользователей Фейсбук было не более 650 человек, в газете The Crimson появилась статься под названием «Сотни людей регистрируются на новом сайте Фейсбук». Издание обсуждало причину популярности соцсети, а слово «facebook» в тексте чаще применялось не столько в связи с сайтом Цукерберга, сколько для обозначения сборника фотографий выпускников Гарварда.

Летом этого же года The Crimson уже назвала Цукерберга «волшебником» и писала о компаниях, которые мечтают купить сделанный им проект. К концу года Фейсбук достигает серьёзной на то время отметки в миллион человек, а в 2005г. в прессе появляются и первые негативные отзывы, посвященные сети и её «волшебнику-создателю».

Так, The BrownDailyHerald говорила, что искать друзей и общаться с ними в Фейсбук будет скоро невозможно из-за иска, поданного против компании сайтом конкурентом ConnectU. Он, как говорило издание, обвиняет в плагиате Цукерберга — как будто бы он скопировал изначальный код ресурса для разработки своей социальной сети.

Также The Crimson обвиняло Фейсбук в слежке за пользователями. «Все аккаунты в Фейсбук могут прослеживаться», — говорил один из заголовков в 2005г. Как позже рассказывало The Crimson, студенты не будут хотеть использовать сайт, который продаёт их данные маркетологам и следит за каждым обновлением любого статуса.

Скептически были настроены к Фейсбук и учёные. Отмечая повышенную популярность социальной сети, член Американской ассоциации Элис Марвик в одной из работ писала, что ресурс Цукерберга — не больше чем сборник «юмористически составленных и смешных пользовательских аккаунтов».

Не обошлось и без прямых сравнений Фейсбук с его основным конкурентом — созданным в 2002 году ресурсом MySpace. По статистике посещаемости, который явно демонстрировал тогда превосходство Фейсбук, такие сравнения явно не всегда были в пользу Цукерберга.

Невзирая на это, в 2005г. Фейсбук привлекает первых серьёзных инвесторов (в сайт вложили более 500тыс. долларов). В октябре в соцсети добавили возможность загружать фото, позже начинается старт международных версий сети. К 2006г. многие издания уже пишут о социальной сети как о новом монополисте, который скоро по капитализации, может сравниться с Гугл. Однако осенью 2006г. в онлайн пошли разговоры о переоценке Цукерберга. Причиной этому было появление в Facebook новостной ленты, внедрение её было встречено очень негативно.

«Многие пользователи Фейсбук считают ленту новостей нарушением конфиденциальности», — говорило The USA Today. Так же издание утверждало, что лента задумывалась изначально, как способ узнать о том, какие события происходят в жизни друзей на Фейсбук, но в результате всё обернулось скандалом. В сети написали петицию за отмену новостной ленты, а в Фейсбук стали создаваться группы с просьбами к Цукербергу убрать ленту. В Facebook считали, что лента будет популярной, но инвесторы начали переживать — нововведение называли «непродуманным», «отпугивающим» и «ужасающим».

При этом значительное количество пользователей социальной сети всё ещё говорили, что до сих пор не считают Фейсбук чем-то необычным. Репортёры CNN в сентябре 2006г. спросили студентов про их отношение к Фейсбук и узнали, что популярность сети не столь безоговорочная, как говорили некоторые. «Фейсбук — для гиков», — утверждали одни. «MySpace для всех, а Фейсбук больше подходит только студентам, которые живут в общежитиях», — говорили другие.

Разговоры о том, что Фейсбук популярен только среди студентов, приживалась все сильнее. Да, число пользователей сети росло, но из-за ставки на студентов будущее Фейсбук казалось аналитикам очень туманным. Причина? Когда студенты повзрослеют, мода на соцсеть пройдет и посещаемость уменьшится. «Такие ресурсы, как MySpace и Фейсбук, сейчас могут быть популярны, а завтра могут просто исчезнуть», — написал в мае 2006г. новостной раздел Пенсильванского института. Профессор Питер Фэйдер, в частности, говорил: Фейсбук хорошо справляется с тем, чтобы «собирать кучу пользователей», но действительные причины популярности ресурса довольно эфемерны.

Под сомнением были оценки, которые давали Фейсбук финансовые аналитики (2006г. соцсеть оценивали в миллиард долларов). «Можно ли, например, сравнивать по стоимости Фейсбук и YouTube? Наверное, нет», — отмечал один блог. Как гов орил автор, с брендом Фейсбук ассоциируют себя, как правило, студенты, и в этом основная проблема сайта. «YouTube используют все — от моих 90-летних друзей до моего сына. Каждый пользуется видеохостингом. Фейсбук же интересен лишь тем, кто учится в университете», — писалось в блоге.

Через 10 лет после запуска Фейсбук, кажется, доказал состоятельность и великолепно себя чувствует. О многих конкурентах, в числе которых и MySpace, к 2014г. уже забыли. Многие пользователи уже не представляют интернет без новостной ленты или внедренной ресурсом «лайка». Социальная сеть благополучно стала частью мобильного интернета. Прибыль от рекламы увеличивается, число активных пользователей также. Марк Цукерберг и сегодня обновляет сайт, пытаясь сделать его максимально современным и динамичным; делается переосмысление новостной ленты, она переделывается в «персональную газету для всех» (3 февраля запустили новостное приложение FacebookPaper).




© БиоЗвёзд.Ру