Главная Войти О сайте

Фред Уоллес Хейз

Фред Уоллес Хейз

астронавт США
Дата рождения: 14.11.1933
Гражданство: США

Содержание

  1. Образование и научные звания
  2. Профессиональная деятельность
  3. Воинская служба
  4. Работа в НАСА
  5. Космическая подготовка
  6. Первый полет
  7. Награды
  8. Семейное положение
  9. Увлечения

Родился 14 ноября 1933 года в городе Билокси (Biloxi), штат Миссисипи.

Образование и научные звания

Окончил среднюю школу (Biloxi High School) в городе Билокси (Миссисипи). В 1952 году окончил колледж Перкинстона с двухлетним сроком обучения (Perkinston Junior College), и получил квалификацию младшего специалиста.

В 1959 году окончил Оклахомский университет (University of Oklahoma) и получил степень бакалавра наук по авиационной технике.

Профессиональная деятельность

С 1979 по 1996 год работал в Grumman Aerospace Corporation. Вначале был вице-президентом по космическим вопросам в корпорации. Затем президентом Службы технического обслуживания корпорации Grumman в Титусвиле (Titusville) во Флориде и Службы глобального обслуживания воздушных судов Northrop (Worldwide Aircraft Services) в Лаутоне (Lawton), Оклахома.

Воинская служба

В 1952 году начал службу в качестве курсанта авиационного училища ВМС на авиастанции ВМС Пенсакола (NAS Pensacola) во Флориде. Служил инструктором по тактике и по полетам в сложных метеоусловиях при Командовании повышения подготовки летчиков ВМС (Navy Advanced Training Command) на авиастанции ВМС Кингсвилль (NAS Kingsville) в Техасе.

С марта 1954 по сентябрь 1956 года служил летчиком-истребителем в 114-й и 533-й истребительных эскадрильях Корпуса морской пехоты (КМП) США (VMF-533 и 114) на авиастанции КМП Черрил Пойнт (MCAS Cherry Point) в Северной Каролине.

С марта 1957 по сентябрь 1959 года (во время учебы в университете) служил летчиком-истребителем в 185-й эскадрилье истребителей-перехватчиков (185th Fighter Interceptor Squadron) ВВС Национальной гвардии штата Оклахома (Oklahoma Air National Guard).

С октября 1961 по август 1962 года служил летчиком и командиром испытательного подразделения в 164-й тактической истребительной эскадрилье (164th Tactical Fighter Squadron) ВВС Национальной гвардии штата Огайо на базе Мансфильд (Mansfield).

В 1964 году окончил Аэрокосмическую школу пилотов исследователей ВВС (USAF Aerospace Research Pilot School, Class 64A) на базе ВВС Эдвардс (Edwards AFB) в Калифорнии.

Воинское звание - Капитан ВВС Национальной гвардии (в 1961 году).

Работа в НАСА

С сентября 1959 по март 1963 года служил летчиком-испытателем в Научно-исследовательском центре им.Льюиса (NASA Lewis Research Center).

В 1963 – 1966 годах работал гражданских летчиком-испытателем Лётно-исследовательского центра (NASA Flight Research Center) на базе ВВС Эдвардс.

С апреля 1973 по январь 1976 года работал помощником по специальным вопросам руководителя программы Space Shuttle.

Космическая подготовка

В апреле 1966 года был зачислен в отряд астронавтов НАСА во время пятого набора. После прохождения подготовки получил назначение в Отдел астронавтов НАСА.

Был назначен в экипаж поддержки корабля Аполлон-9, но затем был переведен пилотом лунного модуля в дублирующий экипаж корабля Аполлон-8 вместо Джеймса Ловелла.

Был назначен пилотом лунного модуля в дублирующий экипаж корабля Аполлон-11 и основной экипаж Аполлон-13. Общий налет составляет 8 700 часов, из которых 5 700 часов на реактивных самолетах.

Первый полет

С 11 по 17 апреля 1970 года в качестве пилота лунного модуля корабля Аполлон-13. Программа полета предполагала посадку на Луну в районе Фра Мауро (Fra Mauro), которую должны были выполнить Джеймс Ловелл и Фред Хейс. Однако из-за взрыва кислородного баллона и выхода из строя энергетической установки корабля на трассе Земля — Луна (на 328 000 км от Земли) командный модуль Odyssey потерял управление и полет с посадкой Луну стал невозможен. Тогда в сеансе связи и прозвучала ставшая знаменитой фраза: Houston, we have a problem (Хьюстон, у нас проблема). Используя многократное включение двигателя посадочной ступени лунного модуля Aquarius (в принципе рассчитанном только на однократное включение) экипажу удалось, обогнув Луну по пролетной траектории, возвратиться на Землю.

Продолжительность полета составила 5 суток 22 часа 54 минуты 41 секунда.

Был назначен командиром дублирующего экипажа корабля Аполлон-16 и командиром основного экипажа Аполлон-19, но этот полет был отменен.

24 февраля 1976 года был назначен командиром одного из двух экипажей, проводивших в 1977 году испытательные полеты (Approach and Landing Test) Энтерпрайз (шаттл) в атмосфере при сбрасывании с самолета Boeing-747 на высоте в 25000 футов (7 620 м). Именно Фред Хейс вместе с пилотом Чарльзом Фуллертоном выполнили первый свободный полет на шаттле Enterprise 12 августа 1977 года. Выполнил также третий и пятый свободный полеты.

17 марта 1978 года был назначен командиром экипажа третьего испытательного полета шаттла (Orbit al Flight Test-3 — OFT-3), во время которого первоначально предполагалось доставить на станцию Скайлэб (Skylab) двигательную установку для подъема орбиты станции. Но, не дождавшись полета, в июне 1979 года ушел из НАСА.

Награды

«Президентская медаль свободы» (Presidential Medal of Freedom) и медалью НАСА «За выдающиеся заслуги» (NASA Distinguished Service Medal).

Имя Фреда Хейза внесено в Зал славы американских астронавтов (U.S. Astronaut Hall of Fame).

Семейное положение

Жена (бывшая) – Мэри Гриффин Грант (Mary Griffin Grant).

Жена (вторая) – Ф. Пэтт Прайз (F. Patt Price).

Четверо детей (все от первого брака): дочь Мэри Маргарет (Mary Margaret, род. 25.01.1956), сын Фредерик Томас (Frederick Thomas, род. 13.05.1958), сын Стивен Уилльям (Stephen William, род. 30. 06.1961) и сын Томас Джесси (Thomas Jesse, род. 06.07.1970).

Увлечения

Полёты на планерах и самолетах.

© БиоЗвёзд.Ру