Главная Войти О сайте

Гарольд Бирнс

Гарольд Бирнс

Американский дирижер немецкого происхождения
Он родился 13 сентября 1903 года в немецком Ганновере (Hanover) как Ганс Бернштейн (Hans Bernstein). Гарольд пошел по стопам своего отца, одного из основателей ганноверского общества любителей камерной музыки. Он учился в Консерватории Штерна (Stern Conservatory) в Берлине (Berlin) под началом выдающихся дирижеров Вальтера Гизекинга (Walter Gieseking), Эриха Клайбера (Erich Kleiber) и Лео Блеха (Leo Blech), а также был помощником дирижера у Клайбера и Блеха. Бирнс работал дирижером в Любеке (Lübeck), Ольденбурге (Oldenburg) и Берлине (Berlin), в таких театрах, как Берлинская государственная опера (Staatsoper Berlin) и Немецкая опера в Берлине (Deutsche Oper Berlin).

В 1933 году он уехал в Италию (Italy), откуда в 1936 году перебрался в Соединенные Штаты (United States). Он изменил имя на Гарольд Бирнс, поскольку полагал, что не сможет преуспеть в Америке (America) с еврейским именем. Бирнс поселился в Лос-Анджелесе (Los Angeles) и сформировал свой собственный камерный оркестр, 'Harold Byrns Chamber Orchestra', который считался американским аналогом 'Boyd Neel String Orchestra'. В лос-анджелесский период он написал и оркестровал музыку для множества фильмов.

В феврале 1941-го Бирнс аранжировал музыку для балета Адольфа Адана (Adolphe Adam) 'Жизель' (Giselle) в постановке Антона Долина (Anton Dolin) в Театре балета (Ballet Theatre) на Бродвее (Broadway). В 1945-м он принимал участие в постановке бродвейского мюзикла 'The Day Before Spring' Алана Джея Лернера (Alan Jay Lerner) и Фредерика Лоу (Frederick Loewe) – Бирнс получил эту работу по рекомендации Мориса Абраванеля (Maurice Abravanel), который считал его великим дирижером. После войны он вернулся в Берлин и дирижировал оркестрами в Немецкой опере и Комической опере (Komische Oper), а также выступал в качестве приглашенного дирижера с различными симфоническими оркестрами, включая, Симфонический оркестр Итальянского радио в Турине (Orchestra Sinfonica RAI Di Torino). Кроме того, на итальянском радио прозвучали концерты Густава Малера (Gustav Mahler) в исполнении Венского симфонического оркестра (Wiener Symphoniker) под управлением Бирнса.

В 1949 году Бирнс основал Лос-Анджелесский камерный симфонический оркестр (Los Angeles Chamber Symphony), а годом позже дирижировал на премьере 'Serenade No.2' Джорджа Антейла (George Antheil). Бирнс был тесно связан с исполнением произведений Арнольда Шенберга (Arnold Schoenberg) и во многом способствовал в признании Шенберга как современного композитора. Он первым в Лос-Анджелесе исполнил 'Chamber Symphony, Op.9' Шенберга, а в 1949 году Лос-Анджелесский камерный симфонический оркестр под его управлением участвовал в концерте в честь 75-летия композитора.

В 1971-м Бирнс участвовал в постановке оперы 'Моисей и Аарон' (Moses und Aron) в Немецкой опере в Берлине.

Бирнс оркестровал несколько ранних произведений Густава Малера, в том числе, шесть песен из цикла 'Lieder und Gesänge'. Он был близким другом вдовы композитора, Альмы Малер (Alma Mahler), и убедил ее разрешить исполнить перед публикой Десятую симфонию Малера. Альма считала это произведение 'частным любовным посланием', созданным для нее Густавом, и отказывалась слушать даже запись, сделанную для нее на частной студии звукозаписи. Бирнс убедил ее прослушать пленку, и Альма согласилась поделиться этим шедевром с другими. За свою преданность к творчеству Малера Гарольд Бирнс был награжден медалью 'Kilenyi Mahler Medal of Honor' от Американского Брукнеровского общества (Bruckner Society of America).

Особенно Гарольду Бирнсу удавались оркестровки фортепианной музыки и произведений для вокала и фортепиано. Легендарный Герберт фон Караян (Herbert von Karajan) поручил ему оркестровать несколько фортепианных пьес Роберта Шумана (Robert Schumann), а Дитрих Фишер-Дискау (Dietrich Fischer-Dieskau) – некоторые песни Малера, которые Бирнс также перевел на английский язык. Благодаря Бирнсу стала возможной полная оркестровка оперы Николая Набокова (Nicolas Nabokov) 'Напрасные усилия любви' (Love's Labour's Lost), премьера которой состоялась в Брюсселе (Brussels) в 1973 году. Для копенгагенского дебюта Отто Клемперера (Otto Klemperer) в 1947 году он аранжировал сюиту из 'Королевы фей' (The Fairy Queen) Генри Перселла (Henry Purcell).

Вместе со своим лос-анджелесским оркестром Бирнс сделал множество записей, включая премьеры 'Music for Strings, Percussion and Celesta' Белы Бартока (Béla Bartók) и 'Violin Concerto' Игоря Стравинского (Igor Stravinsky).

Гарольд Бирнс скончался 22 Февраля 1977 года в Берлине и похоронен там.

© БиоЗвёзд.Ру