Главная Войти О сайте

Генри Матижевич

Генри Матижевич

Нью-йоркский уличный художник
Гражданство: США

В большинстве случаев вандализм сводится к разрушению тех или иных объектов – и практически никогда не сопровождается созданием чего-то нового (если не считать оскорбительного вида сообщений краской на стенах). Вандализм Генри Матижевича характер носит воистину необычный – он рассекает своей легендарной бритвой рекламные плакаты лишь для того, чтоб составить из получившихся фрагментов новые, необычные картины.

Детские годы Генри прошли в довольно бедном районе Хартфорда, Коннектикут (Hartford, Connecticut); позже, впрочем, Матижевич переехал в более престижный город. В юности Генри был редким хулиганом – еще до поступления в колледж он несколько раз арестовывался за разного рода мелкие проступки. В колледже Генри не на шутку увлекся политикой – и задумался о том, как можно воплотить те или иные политические взгляды и предпочтения художественными средствами. Из колледжа юноша перешел в известную нью-йоркскую школу искусств; именно там он и увлекся коллажами. Генри не мог позволить себе чистые холсты – и, как следствие, нередко был вынужден рисовать на разного рода черновиках и плакатх. Как ни странно, именно этот, во многих отношениях негативный опыт, и подбросил Матижевичу прославившую его идею.

Опыт 'доработки' созданных другими рисунков подсказал Генри принципиально новую идею – он решил попробовать ограничиться одной лишь манипуляцией частями различных рисунков и полностью оставить рисование. Сначала для него это было просто развлечением – он играл с плакатами, отрезая от них небольшие фрагменты. Вскоре Генри обнаружил интересную вещь – как оказалось, плакаты в метро печатались на специальном самоклеющемся материале; как следствие, отрезанные фрагменты можно было легко приклеить в другом месте. Художник начал развлекаться с доступными его бритве плакатами, создавая забавные компиляции из различных текстов и рисунков. Постепенно его хобби вышло на воистину впечатляющий уровень – за один лишь 2008-й Генри 'обработал' более 200 плакатов. Сам Матижевич сравнивал свое творчество с хип-хоп-импровизациями – художник почти никогда не действовал по заранее продуманному плану, предпочитая изобретать новые коллажи на ходу. Зачастую созданные его бритвой коллажи содержали отсылки к актуальным событиям и носили характер откровенно сатирический; впрочем, добиться такого эффекта удавалось отнюдь не всегда.

Со временем коллажистом заинтересовалась пресса. Генри получил кличку 'Poster Boy'; его называли 'Матисс метро-коллажей', 'антиконсьюмеристский Зорро с бритвой' и 'антиконсьюмеристский подпольный художник'. Сам Генри неоднократно отмечал, что политического толка сообщения в той или иной степени скрываются во всех без исключения его работах – даже те коллажи Матижевича, на которых сатирическое послание в чистом виде изобразить не удавалось, являлись своеобразной пощечиной погрязшей в рекламе медиа-индустрии.

Действия Генри носили характер откровенно незаконный и подпали под определениея вандализма и хулиганства; полиция давно знала о действующем в метро художнике-коллажисте, однако особо приоритетной задачей его не считала. До определенного момент нелады Генри с законом сводились к случайным конфликтам с работающими в метро полицейскими. Арестовать художника удалось лишь 30 января 2009-го; именно тогда имя его и стало достоянием общественности. В конечном итоге Генри признал себя виновным и был приговорен к 100 часам общественных работ.

Poster Boy волей-неволей стал родоначальником целого движения – в нью-йоркском метро уже несколько раз замечали работы его подражателей.

© БиоЗвёзд.Ру