Главная Войти О сайте

Геворк Башинджагян

Геворк Башинджагян

Армянский живописец-пейзажист.
Дата рождения: 28.10.1857
Гражданство: Россия

Художественное образование получил сначала в Тифлисе в Рисовальной школе при Кавказском художественном обществе (1876—1878), а затем в Академии художеств в Петербурге, где в 1879—1883 годах учился у Михаила Константиновича Клодта. Окончил Академию с серебряной медалью (присуждена за картину «Берёзовая роща»), что дало ему право на получение стипендии для путешествия по Европе.В 1883 году путешествовал в Армению, в 1884 — в Италию и Швейцарию. Затем до конца жизни жил в Тифлисе, выезжая оттуда в различные области Закавказья. Организовал выставки в Петебурге, Москве, Париже (где жил в 1899—1901 годах).Умер в Тифлисе в 1925 году.Помимо живописи, Геворк Башинджагян увлекался литературой. В частности, в течение тридцати лет он собирал песни Саят-Новы.Создал более 1000 картин. Работам раннего периода характерна тончайшее воспроизведение природы, применение некоторых элементов академической живописи («Арарат» (1883), «Дом Х. Абовяна в Канакере» (1884), «Березовая роща» (1888), «Оттепель на Кавказе» (1890).Gevorg Bashinjagyan Paintings 1890-е годы — время расцвета творчества художника. Картины «Озеро Севан в лунную ночь» (1894), «Арарат» (1895), «Казбек» (1895), «Дорога в Дилиджан» (1895), «Севан» (1896), «Река Раздан с Еревана» (1897), «Дождливый день в Севане» (1896) и другие отличаются большим воодушевлением, эмоциональным восприятием природы, мастерством светотени и цвета. Мастерством художественного обобщения и убедительности Башинджагян воспроизвел ясность и прозрачность тихих вод («В Севане» (1895)), просторы синего неба и яркого солнца («Алазанская долина» (1907), «Арарат и Аракс» (1908), «В горах Зангезура» (1904)), величие возвышенных гор и глубоких ущелий («Ущелье Санаина», «Дарьяльское ущелье» 1910, «Арарат» 1912)), подчеркивая эпичность и монументальность природы.В творчестве художника явно преобладает эпический пейзаж. На Башинджагяна большое влияние оказало творчество Архипа Куинджи, и в этом смысле он представляет линию эпического пейзажа, идущую в русском искусстве от Айвазовского. Хотя он большую часть жизни прожил в Тифлисе, большинство сюжетов его картин связано с Арменией. Армянские художники, в частности, Мартирос Сарьян, считали Башинджагяна своим предшественником, и он рассматривается как основоположник реалистического пейзажа в армянской живописи.Башинджагян придерживался также тех же взглядов на технику, что и Куинджи. Он писал этюды на открытом воздухе, а затем в мастерской работал над картинами.В ранний период творчества, примерно до 1890 года, художник уделял особое внимание первому плану пейзажа, тщательно прорабатывая все детали. Впоследствии он либо вовсе пренебрегает передним планом, либо пишет весь пейзаж с одинаковой тщательностью. Все его пейзажи отличаются простотой композиции и обязательно включают небо. Следуя Куинджи, он писал много ночных пейзажей.Более 1000 картин, большинство из них посвящены отечествен­ной тематике:Камни на реке АлгеткеБерезовая роща, 1883Заснеженный лес, 1917Казбек, 1895В Армении и СССР были выпущены почтовые марки, посвященные Башинджагяну:Почтовая марка АрменииПочтовая марка СССР, 1957 год

© БиоЗвёзд.Ру