Главная Войти О сайте

Григорий Александров

Григорий Александров

Советский кинорежиссер, сценарист
Дата рождения: 23.01.1903
Гражданство: Россия
Григорий Васильевич Мормоненко, известный как Григорий Александров, появился на свет 10 (23) января 1903 года в Екатеринбурге. Принято считать, что он вырос в семье уральского горнорабочего. Однако есть сведения, что отец будущего режиссера был обеспеченным человеком и владел большой гостиницей.

Григорий начал трудиться с раннего детства. В 12 лет он определился в Екатеринбургский оперный театр, где проделал путь от простого рассыльного до помощника режиссера. В 1917 году Александров окончил музыкальную школу и устроился на режиссерские курсы Рабоче-крестьянского театра.

Во время гражданской войны Григорий познакомился с Иваном Пырьевым. Вместе они стали налаживать художественную самодеятельность в Екатеринбурге. Когда в город приехала студия Художественного театра, они настолько были впечатлены их выступлением, что решили уехать в Москву познавать азы актерского мастерства.

В столице Александров сдружился с Сергеем Эйзенштейном. Их первая встреча произошла очень комично. В то время с продуктами было туго, поэтому актеров и режиссеров подкармливали в театре. Когда Григорий пытался украсть у Сергея кусок хлеба, между ними завязалась драка. К счастью, все закончилось благополучно. Александров признался Эйзенштейну, что не ел несколько дней, и тот отдал ему свой паек.

Дружба, которая началась с ссоры, оказалась очень крепкой. Настолько крепкой, что стали ходить слухи о гомосексуальной связи Григория и Сергея. Разговоры утихли лишь в 1924 году, когда Александров женился на актрисе Ольге Ивановой. Спустя полгода в семье родился сын, которого они назвали Дугласом в честь голливудского актера Дугласа Фэрбенкса.

Карьеру режиссера Александров начал в качестве помощника Сергея Эйзенштейна. Он принимал активное участие в съемках знаменитых фильмов 'Стачка' (1924) и 'Броненосец Потемкин' (1925), а во время работы над картинами 'Октябрь' (1927) и 'Старое и новое' (1929) был уже полноправным партнером. Эйзенштейн учил Александрова всему, что касается кино: выбору освещения, форме и цвету, эстетике кадра, монтажу. Его революционные методы заложили основу будущего стиля режиссера и отразились на его творчестве.

В 1929 году Александров, Эйзенштейн и оператор Тиссэ отправились в Европу и Америку для обмена опытом с зарубежными кинематографистами. Поездка была одобрена на высшем уровне, поэтому никаких вопросов не вызывала. Они не только обучались киномастерству у своих европейских коллег, но и самостоятельно ставили фильмы. Так, во Франции советские режиссеры сняли картину 'Сентиментальный романс', а в Мексике – 'Да здравствует Мексика!'.

В США Александров познакомился с известным комиком Чарли Чаплином. Они быстро подружились и почти все время проводили вместе. Уже после войны, выезжая за границу, режиссер не упускал возможности повидаться с ним.

После возвращения в Москву Александрова ждали большие перемены. Его жена ушла к другому мужчине, актеру Борису Тенину, и они расторгли брак. Разошлись его пути и с Эйзенштейном. Во-первых, Григорий хотел большей самостоятельности, а во-вторых, Сталин лично попросил его снять фильм о революции, который получил название 'Интернационал' (1932).

После успеха 'Интернационала' Сталин вновь предложил Александрову снять фильм, но теперь уже комедию. Начинающий режиссер не стал медлить и приступил к съемкам. На главную роль он утвердил звезду мюзик-холла, легендарного солиста Утесова. А вот актрису на главную роль он долго не мог найти. Наконец, ему посоветовали посмотреть спектакль 'Перикола', где играла Любовь Орлова. Девушка была не только талантлива, но и красива. Григорий безумно влюбился в актрису, и после съемок фильма они поженились.

Музыкальная комедия 'Веселые ребята' (1934), где свою первую большую роль сыграла Любовь Орлова, имела огромную популярность как в СССР, так и за рубежом. Правда, на родине фильм критиковали за отсутствие революционного пафоса, но после одобрения Сталина все нападки прекратились. В Европе его приняли с энтузиазмом, а на Венецианском фестивале даже вручили специальный приз. Чарли Чаплин в своей рецензии написал, что это большая победа.

В 1936 году Александров повторил свой успех, выпустив комедию 'Цирк'. В главной роли режиссер вновь снял Любовь Орлову – теперь уже свою супругу. Только за первый месяц в Москве и Ленинграде картину посмотрели 5 миллионов человек. На международном фестивале в Париже фильм удостоился высшей награды.

Григорий Александров и Любовь Орлова практически никогда не расставались. Их творческий союз был очень плодотворным и стал достоянием не только советского, но и мирового искусства. Инновационные работы режиссеры, созданные под влиянием Эйзенштейна, всегда были под пристальным вниманием европейских критиков. Например, фильм 'Весна', где Орлова сыграла сразу две роли. Эта сложная многослойная работа была названа предвестницей постмодерного кино Антониони, Феллини и Вендерса. На Венецианском фестивале Орлова разделила награду за лучшую женскую роль с Ингрид Бергман.

Во время войны Александров вместе с женой и сотрудниками 'Мосфильма' были эвакуированы в Алма-Ату. В 1943 году он вернулся в столицу уже в качестве руководителя 'Мосфильма'. С этого времени режиссер стал снимать кино значительно реже. Среди его поздних работ стоит отметить кинокартины 'Встреча на Эльбе' (1949), 'Композитор Глинка' (1952). Эти фильмы были отмечены множеством наград международных фестивалей и Сталинской премией.

В 1951 году Александров стал художественным руководителем режиссерского курса во ВГИКе. Он писал мемуары, открывал мемориальные доски, выступал на юбилейных вечерах. Его последние фильмы 'Русский сувенир' (1960) и 'Скворец и лира' (1974) были неудачными и 'легли на полку'. В последние годы своей жизни он занимался монтажом фильма 'Да здравствует Мексика!' (1979), который снял еще в 30-е, и готовил документальный фильм 'Любовь Орлова' (1983) о своей жене.

Александров и Орлова так и не смогли завести детей. Они вели спокойную, замкнутую жизнь, лишь изредка встречаясь со старыми друзьями Ростиславом Пляттом и Фаиной Раневской. Александрову пришлось пережить смерть жены и сына от первого брака, но он не сдался. Режиссер оформил брак с женой сына Галиной Крыловой, чтобы сделать ее своей наследницей. Она ухаживала за ним до самой смерти в 1983 году.

Григорий Александров был уникальным режиссером. Он смог совместить западные традиции киноискусства с советской идеологической школой. Благодаря инновационным методам Эйзенштейна и особому кинематографическому чутью он создавал работы, которые многие считают предвестниками постмодернизма. Вне всяких сомнений, Григорий Александров был гением, опередившим свое время.

© БиоЗвёзд.Ру