Главная Войти О сайте

Григорий Большаков

Григорий Большаков

русский певец (тенор)
Гражданство: Россия

Григорий Филиппович Большаков - русский певец (тенор). Родился в 1904 году в Петербурге. Сын рабочего, он унаследовал от отца любовь к пению. В доме у Большаковых был граммофон с пластинками. Больше всего юному мальчику нравилась ария Демона и куплеты Эскамильо, которые он мечтал когда-нибудь спеть на профессиональной сцене. Его голос часто звучал в самодеятельных концертах на рабочих вечеринках - красивый, звонкий тенор.

Поступив в Музыкальную школу на Выборгской стороне, Григорий Филиппович попадает в класс педагога А. Грохольского, который посоветовал ему поработать с итальянцем Рикардо Фёдоровичем Нувельнорди. С ним будущий певец занимался полтора года, приобретя первые навыки в постановке и владении голосом. Затем он переходит в 3-й Ленинградский музыкальный техникум и был принят в класс профессора И. Супруненко, о котором впоследствии очень тепло вспоминал. Заниматься музыкой молодому певцу было нелегко, надо было зарабатывать на жизнь и Григорий Филиппович в это время работает на железной дороге статистиком. По окончании трёх курсов техникума Большаков пробуется в хор Малого оперного театра (Михайловского). Проработав больше года, поступает в театр комической оперы. Дебютом певца становится партия Фентона в "Виндзорских проказницах" Николаи. Дирижировал оперой знаменитый Арий Моисеевич Пазовский - указания которого глубоко воспринимал молодой певец. Григорий Филиппович рассказывал, какое необычайное волнение испытывал он перед первым выходом на сцену. Он стоял за кулисами, чувствуя, что ноги его прирастают к полу. Помощнику режиссёра пришлось буквально вытолкнуть его на сцену. Певец ощущал страшную скованность движений, но достаточно ему было увидеть переполненный зрительный зал, как он овладевает собой. Первое выступление прошло с большим успехом и определило судьбу певца. В комической опере он проработал до 1930 года и поступает по конкурсу в Мариинский театр. Здесь в его репертуаре Ленский, Андрей ("Мазепа"), Синодал, Гвидон, Андрей Хованский, Хозе, Арнольд ("Вильгельм Телль"), Принц ("Любовь к трём апельсинам" Прокофьева). В 1936 году Григория Филипповича приглашают в Саратовский оперный театр. Репертуар певца пополняется партиями Радамеса, Германа, старого и молодого Фауста, Герцога ("Риголетто"), Альмавивы. Сохранилось высказывание певца о "Севильском цирюльнике" и о роли Альмавивы: "Эта роль очень много дала мне. Я считаю, что "Севильский цирюльник" - великолепная школа для каждого оперного певца".

В 1938 году Г. Ф. Большаков дебютирует в Большом театре и с тех пор до конца своей певческой карьеры непрерывно работает на его прославленной сцене. помня заветы Ф. И. Шаляпина и К. С. Станиславского, Григорий Филиппович много и упорно работает над преодолением оперной условности, тщательно продумывает мельчайшие детали сценического поведения и создаёт в результате реалистические убедительные образы своих героев. Григорий Филиппович - типичный представитель русской вокальной школы. Поэтому ему особенно удавались образы в русской классической опере. Надолго слушатели запомнили его Собинина ("Иван Сусанин") и Андрея ("Мазепа"). Критика тех лет хвалила его кузнеца Вакулу в "Черевичках" П. И. Чайковского. В старых рецензиях писали так: "Надолго запомнили зрители этот яркий образ добродушного, сильного парубка. Чудесно звучит у артиста замечательная ария "Слышит ли, девица, сердце твоё". Много искреннего чувства вкладывает певец в ариозо Вакулы "О, что мне мать"..." От себя отмечу, что такой же проникновенный образ Вакулы создал Г. Ф. Большаков в киноопере "Черевички", в свой время пользовавшейся успехом в нашей стране. Григорий Филиппович очень хорошо спел также и партию Германа. Она, пожалуй, наиболее отвечала характеру вокального и сценического дарования певца. А ведь эту партию одновременно с Большаковым пели такие выдающиеся певцы, как Н. С. Ханаев, Б. М. Евлахов, Н. Н. Озеров, позже Г. М. Нэлепп! Каждый из этих певцов создавал своего Германа, у каждого он был по-своему интересен. Как писала мне в одном из личных писем одна из исполнительниц партии Лизы - з. а. России - Нина Ивановна Покровская: "Каждый из них был хорош... Григория Филипповича правда иногда захлёстывало на сцене от эмоций, но его Герман всегда бывал убедительным и очень пламенным..."

К числу несомненных удач певца критика и публика относила исполнение им роли Водемона в "Иоланте". Убедительно и рельефно рисует Г. Ф. Большаков характер этого смелого юноши, его самоотверженность и благородство, глубину всепокоряющего чувства к Иоланте. Каким высоким драматизмом насыщает артист сцену, где Водемон в отчаянии обнаруживает, что Иоланта слепа, сколько нежности и жалости звучит в его голосе! И в операх западноевропейского репертуара ему сопутствует успех. Выдающимся достижением певца справедливо считали исполнение им партии Хозе в "Кармен". Очень выразителен Г. Ф. Большаков был и в роли Арнольда ("Вильгельм Телль"). В ней проявилось характерное для артиста стремление к драматизации лирических образов, в частности в сцене, где Арнольд узнаёт о казни отца. Певец с большой силой передавал мужественные черты характера героя. Как отмечали многие слышавшие и видевшие Григория Филипповича - лиризм Большакова был лишён сентиментальности. Когда он пел партию Альфреда в "Травиате", то даже наиболее волнующие сцены были насыщены у него не слащавым мелодраматизмом, а жизненной правдой чувств. Григорий Филиппович в течение многих лет успешно пел разнообразный репертуар в Большом театре и его имя по праву занимает достойное место в созвездии великих оперных голосов нашего Большого.

Дискография Г. Ф. Большакова:

1. Партия Водемона в первой полной записи "Иоланты", запись 1940 года, хор и оркестр ГАБТа, дирижёр С. А. Самосуд, в ансамбле с Г. Жуковской, П. Норцовым, Б. Бугайским, В. Левиной и др.

(В последний раз эта запись выходила на грампластинках фирмы "Мелодия " в начале 80-х годов XX века).

2. Партия Андрея в "Мазепе" П. И. Чайковского, запись 1948 года, в ансамбле с Ал. Ивановым, Н. Покровской, В. Давыдовой, И. Петровым и др.

(В настоящее время выпущена за рубежом на CD).

3. Партия Андрея Хованского во второй полной записи оперы "Хованщина", запись 1951 года, хор и оркестр ГАБТа, дирижёр В. В. Небольсин, в ансамбле с М. Рейзеным, М. Максаковой, Н. Ханаевым, А. Кривченей и др.

(В настоящее время запись выпущена на CD за рубежом).

4. "Поёт Григорий Большаков" - грампластинка фирмы "Мелодия". Сцена Марфы и Андрея Хованского (фрагмент из полной записи "Хованщины"), ариозо и ария Германа ("Пиковая дама"), ариозо и песня Вакулы ("Черевички"), песня Левко, речетатив и песня Левко ("Майская ночь"), сцена Мельника, Князя и Ниташи ("Русалка" - с А. Пироговым и Н. Чубенко).

5. Видеозаписи: партия Вакулы в фильме-опере "Черевички", съёмки конца 40-х годов.

© БиоЗвёзд.Ру