Главная Войти О сайте

Григорий Середа

Григорий Середа

Видный советский психолог, ученик П. И. Зинченко, представитель и один из лидеров послевоенного поколения Харьковской школы психологии.
Гражданство: Россия

В 1948 г. поступил на филологический факультет Харьковского государственного университета. После его окончания в течение 10 лет он работал учителем в г. Купянске Харьковской области. Аспирантура на кафедре психологии Харьковского государственного университета. Под руководством П.И.Зинченко выполнил кандидатскую диссертацию на тему «Непроизвольное запоминание и обучение» (НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, Москва, 1967). Докторская диссертация - «Память и деятельность (теоретическое и экспериментальное изучение природы человеческой памяти как функциональной психологической системы)» (Институт психологии АН СССР, Москва, 1985). С 1969 г. до последних дней своей жизни заведовал кафедрой психологии ХГУ.

Разрабатывал проблематику психологии памяти. Развивая достижения советской школы психологии памяти (Выготский, Леонтьев, Смирнов, П. Зинченко, и др.), предложил футурогенную модель памяти.

Основные положения его концепции, касающиеся психологической природы памяти, ее роли в обучении, разных видах деятельности, изучения специфических эффектов памяти (интерференции, реминисценции и т.д.), проблемы связи памяти с функциональной асимметрией мозга изложены в почти 120 печатных научных работах. Главными из них являются: учебник по инженерной психологии (автор и редактор), учебник «Общая психология» под редакцией А.В. Петровского (автор главы «Память»), раздел «память и обучение» в книге «Психология и обучение» под редакцией Б.Ф. Баева.

Память и обучение (1960е)

Зинченко П.И. & Середа Г.К. (1964). Непроизвольная память и обучение // Сов. педагогика. 1964. № 12

Середа Г.К. (1967). Проблемы памяти и обучения. Вопросы психологии, 1967, № 1, С. 115 – 126.

Середа Г.К. (1969). О структуре учебной деятельности, обеспечивающей высокую продуктивность непроизвольного запоминания. — В кн.: Проблемы психологии памяти. Харьков, 1969, с. 12—20.

История психологии (1980-90е)

Середа, Г. К. (1984). О значении научного вклада П. И. Зинченко в развитие психологии памяти. Вопросы психологии, 1984, №6. -- In English:

Sereda, G. K. (1985). The scientific contribution of P.I. Zinchenko to the development of the psychology of memory (On his 80th birthday). Soviet psychology, 1985, 24(1), 24-34.

Sereda, G. K. (1994). The significance of P.I. Zinchenko's scientific comtribution to the development of the psychology of memory (On his 80th birthday). Journal of Russian and East European Psychology, 1994, 32(2), 23-32

Лактионов, А. Н. & Середа, Г. К. (1993). Деятельностная парадигма и вопросы памяти в трудах П. И. Зинченко. Вопросы психологии, 1993, №4.

Sereda, G.K. (1994). The Kharkov school of psychology. Journal of Russian and East European Psychology, 1994, 32(2), 7-8

© БиоЗвёзд.Ру