Главная Войти О сайте

Григорий Цамблак

Григорий Цамблак

деятель православной церкви

Григорий родился в Тырново, тогда столица Болгарии и происходил из знатного оболгарившегося влашского рода, образование закончил в Константинополе, был в Сучаве «пресвитером великой церкви Молдавской». Под влиянием Витовта, стремившегося к открытию в своих владениях особой православной митрополии, отдельной от московской, Григорий избран был собором западнорусских епископов в митрополиты и отправился для посвящения в Константинополь, но там ему в этом было отказано. Когда и вторичное посольство Витовта в Константинополь оказалось безуспешным, собор западно-русских епископов 15 ноября 1416 рукоположил в Новгородке-Литовском Григория в митрополита киевского и литовского. В Москве это разделение русской митрополии сочтено было отступничеством Григория; его обвинили в том, что он вступил в единение с папой; имя его включено было в статью проклятия, провозглашавшегося в Москве в неделю Православия. В 1417 он отправился с посольством на Констанцский собор, но заявил там, что прибыл единственно по повелению своего князя, подчиняться же папе не желает. Возвратясь в Литву, Григорий основал свою кафедру в Вильне, при Богородицкой церкви. Опасаясь гонений со стороны великого князя литовского и зная нерасположение к себе некоторых православных епископов, которые не желали отделяться от митрополита московского, Григорий удалился в Сербию, где стал игуменом монастыря Дечан, а около 1431—1432 переселился в Молдавию и здесь играл немаловажную роль в деле установления румынской азбуки и окончательно упрочил употребление славянских богослужебных книг.

По одним и тем же сочинениям причисляется к литературам русской, болгарской и сербской. Сочинения его пользовались большим уважением и в Московской Руси. Уже в XV в. проповеди его иногда были вносимы в сборники церковных поучений наряду с проповедями Иоанна Златоуста и других святых отцов, хотя и без имени автора, а в XVI в. вносимы были уже весьма часто, под различными именами. Московский митрополит Макарий внёс сочинение Григория в свою Четью-Минею, поместив их под разными числами и потом соединив большую часть их в конце июльской книги под заглавием «Книга Г. Самвлака». Как проповедник, Григорий слишком много подражал византийским образцам и доходил до такой напыщенности, которая иногда делает сочинения его маловразумительными. Всех сочинений Григория известно до 26. Это — почти исключительно слова на различные праздники и на особые случаи.

Особый интерес представляет его слово о мучениях Иоанна Нового в Белграде (ныне Аккерман), имеющее весьма важное значение для исторической этнографии и для истории торговли в нынешней Бессарабии и на южном берегу Чёрного моря; слово это приложено к соч. румынского епископа Мельхиседека, написавшего биографию Григория под заглавием: "Viéta si scrierile lui Grigorie Tamblacu" (Бухар., 1884).

© БиоЗвёзд.Ру