Главная Войти О сайте

Густав Леонхардт

Густав Леонхардт

Выдающийся голландский клавишник, дирижер, музыковед и преподаватель.

Родился Густав в Гравеланде, Северная Голландия ('s-Graveland, North Holland). С 1947-го по 1950-й он изучал искусство игры на органе и арфе под руководством Эдуарда Мюллера (Eduard Müller).

В 1950-м Леонхардт дебютировал в Вене (Vienna) в качестве профессионального арфиста; впрочем, образование его на этот момент еще не закончилось – в столице Австрии Густав активно изучал музыковедение.

С 1952-го по 1955-й Леонхардт преподавал в венском Университете музыки и исполнительских искусств (University of Music and Performing Arts) игру на арфе; с 1954-го он работал еще и в Амстердамской консерватории (Amsterdam Conservatory). Параллельно со всем этим Густав играл еще и на церковном органе.

В начале 50-х Леонхардт записал несколько произведений Иоганна Себастьяна Баха (Johann Sebastian Bach); особенно известны 'Вариации Гольдберга' ('Goldberg Variations') и 'Искусство фуги' ('Art of Fugue'). Последняя работа была практически воплощением продвигаемой ранее Густавом теории; Леонхардт считал, что работа эта предназначалась не для арфы, но для клавишных. Именно благодаря этим записям Густав прославился как выдающийся арфист и интерпретатор произведений Баха.

В 1954-м Леонхардт возглавил Барочный ансамбль Леонхардта (Leonhardt Baroque Ensemble); с помощью английского контратенора Альфреда Деллера (Alfred Deller) Густав записал еще две кантаты Баха. В состав ансамбля, кроме Густава, входила его жена Мария Леонхардт (Marie Leonhardt), скрипачи Эдуард Мелкус (Eduard Melkus) и Алиса Арнонкур-Хоффелнер (Alice Harnoncourt-Hoffelner), виолончелист Николя Арнонкур (Nikolaus Harnoncourt) и гобоист Мишель Пигу (Michel Piguet).

В общей сложности в копилке Леонхардта значится целая серия сольных, камерных, оперных и хоровых произведений – барочных, классических и эпохи Возрождения.

Вместе с Арнонкуром Густав занялся записью первого полного собрания кантат Баха на инструментах эпохи; разделив весь список кантат поровну, друзья занялись записью – каждый со своим ансамблем. Работы заняли почти 20 лет, с 1971-го по 1990-й. Леонхардт также записал баховские 'Страсти по Матфею' ('St Matthew Passion') и 'Месса си минор' ('Mass in B minor'); Густав активно работал в первую очередь над барочной хоровой музыкой.

Немало Леонхард преуспел и как клавишник; так, он записал большую часть произведений Уильяма Берда (William Byrd) и несколько сонат Вольфганга Амадея Моцарта (Wolfgang Amadeus Mozart). Как и раньше, Леонхардт активно занимался барочной музыкой – и особенно французскими клавесинистами.

Густав Леонхардт оказал большое влияние на технику и стиль целого ряда выдающихся арфистов второй половины 20 века. Под его началом учились Боб ван Асперен (Bob van Asperen), Люси Кэролан (Lucy Carolan), Лиза Кроуфорд (Lisa Crawford), Кристофер Хогвуд (Christopher Hogwood), Филипп Херревеге (Philippe Herreweghe), Алан Кертис (Alan Curtis), Дэвитт Морони (Davitt Moroney), Кристоф Руссо (Christophe Rousset) и многие другие.

В 1968-м Леонхард сыграл Баха в картине Жана-Мари Штрауб (Jean-Marie Straub) и Даниэля Юйе (Danièle Huillet) 'Хроники Анны Магдалены Бах' ('The Chronicle of Anna Magdalena Bach').

Последний свой концерт Леонхардт дал 12-го декабря 2011-го; вскоре после этого он заявил, что уходит на покой из-за проблем со здоровьем. Скончался Густав 16-го января 2012-го.

© БиоЗвёзд.Ру