Главная Войти О сайте

Ибн Хальдун

Ибн Хальдун

Арабский мусульманский философ, историк, социолог. Критик неоханбализма.
Дата рождения: 27.05.1332
Гражданство: Тунис
Более всего Ибн Хальдун известен своим трудом 'Книга назидательных примеров по истории арабов, персов и берберов и их современников, имевших большую власть', и в особенности её первой частью, 'Введение о превосходстве науки истории', известной в наше время под названием 'Мукадиммы' или 'Пролегомены'. Труд этот был открыт и как следует оценен европейцами лишь в 19-м веке; известно, однако, что он оказал большое влияние на целый ряд средневековых османских историков. Именно по трудам Ибн Хальдуна Хаджи Калифа (Ḥajjī Khalīfa) и Мустафа Наима (Mustafa Naima) описывали историю взлета и падения Османской Империи (Ottoman empire); даже ученые 19-го века не могли не оценить всю глубину его размышлений.

История жизни Ибн Хальдуна известна современным исследователям довольно хорошо – во многом благодаря его автобиографии. К сожалению, о личной жизни вообще и о происхождении в частности Ибн Хальдун в своем труде предпочел особо не говорить.

Родился будущий историк в Тунисе (Tunis), в довольно богатой андалузской семье. После того, как Севилья (Seville) пала под натиском сил Реконкисты (Reconquista), семья Ибн Хальдуна была вынуждена бежать из города. Ряд родственников Ибн Хальдуна активно занимался политикой; отец и дед историка, однако, предпочитали от борьбы за власть держаться подальше и куда больше времени уделяли деятельности местного мистического ордена. Брат Абу Зейда, Яхия Ибн Хальдун (Yahya Ibn Khaldun), также изучал историю; ему даже удалось стать официальным придворным историком – и позже умереть от руки менее удачливого соперника.

Высокий статус семьи дал Ибн Хальдуну возможность учиться под началом лучших магрибских преподавателей. Образование Абу Зейд получил по тем временам довольно типичное – он выучил наизусть Коран (Qur'an), познакомился с арабской лингвистикой и основами местного права и юриспруденции. Мистик, философ и математик Аль-Абили (Al-Abili) обучил Ибн Хальдуна основам логики, философии и математики; кроме того Абу Зейд самостоятельно ознакомился с работами Ибн Рушда (Averroes) и Авиценны (Avicenna).

В 17 лет Ибн Хальдун осиротел; родители его погибли во время глобальной эпидемии Черной Смерти.

По семейной традиции Абу Зейд решил податься в политику. В то время ситуация в Северной Африке была в высшей степени неспокойной; от любого соискателя хоть сколько-нибудь серьезной должности при дворе требовалась невероятная изворотливость и дипломатичность; достичь успеха можно было, лишь аккуратно заключая – и еще аккуратнее расторгая – союзы с многочисленными политическими режимами, выраставшими в окрестных землях подобно грибам после дождя. Трудности жизни африканского политика той эпохи очень хорошо описаны в упомянутой же автобиографии.

В 20 лет Ибн Хальдун устроился в канцелярию правителя Туниса, Ибн Тафракина (Ibn Tafrakin); занимался он составлением – с учетом довольно строгих норм каллиграфии – формальных бланков официальных документов.

В 1352-м власть сменилась; Абу Зейд к тому времени уже пришел к выводу, что подняться выше по карьерной лестнице с текущей должности практически невозможно, и перебрался в Фес (Fez). Здесь он некоторое время писал королевские указы для султана Абу Инана Фареса I (Abū Inan Fares I) – параллельно интригуя против своего начальника.

В 1357-м интриги стоили ему 22 месяцев тюремного срока; впрочем, очередная смена власти принесла Ибн Хальдуну свободу.

Некоторое время казалось, что при новом султане у Абу Зейда большое будущее – увы, очередной переворот обратил все его радужные перспективы в прах.

Перебравшись в Гранаду (Granada), Ибн Хальдун выбил себе дипломатическую должность. Успешно справившись с довольно сложным заданием, Абу Зейд зарекомендовал себя в высшей степени опытным послом – и практически сразу же обрел сильного врага в лице визиря Ибн аль-Хатиба (Ibn al-Khatib). Визирь не без оснований считал Ибн Хальдуна серьезным соперником и всеми силами старался вбить клин между ним и султаном. Ибн Хальдун меж тем пытался превратить юного султана в уже сложившийся у него в голове образ мудрого правителя; аль-Хатиб считал, что действия его соперника угрожают покою в стране – и, как показало будущее, оказался прав. В конечном итоге визирь добился своего, и Ибн Хальдун был вынужден вернуться в Северную Африку.

Практически сразу ему удалось стать премьер-министром при дворе султана Абу Абдаллы (Abū ʻAbdallāh).

После целого ряда аналогичных приключений и пертурбаций Ибн Хальдун осел в Египте (Egypt) – на тот момент в высшей степени богатом и культурном месте. Увы, даже в Египте Абу Зейд не смог удержаться от попытки влезть в большую политику. Его попытки реформ, однако, ни к чему не привели; Ибн Хальдун был вынужден отправиться в паломничество в Мекку (Makkah). Вернувшись в Египет в мае 1388-го, Абу Зейд решил сконцентрироваться на образовательной составляющей местных медресе. При дворе его на тот момент недолюбливали; несколько раз власть предержащие обращались к нему за советами, однако практически сразу же Ибн Хальдун вновь попадал в опалу.

Последние 5 лет своей жизни Ибн Хальдун провел в Каире (Cairo); работу над автобиографией и историческим трудом он перемежал с преподаванием и занятиями юриспруденцией. Не оставил он и занятий политикой – и даже успел вновь попасть в тюрьму за связь с местными подпольными реформаторами.

Скончался Ибн Хальдун 19-го марта 1406-го, всего через месяц после очередного избрания на пост местного судьи; на момент смерти ему было 73 года.

© БиоЗвёзд.Ру