Главная Войти О сайте

Илья Бачурин

Илья Бачурин

Продюсер
Дата рождения: 28.05.1970
Гражданство: Россия

Обсуждать - есть ли кризис, или нет, совершенно бессмысленно. Безусловно, есть, и он не в ощущениях, а в цифрах. Российских фильмов в прокате не более 10-12% в общей массе (прим. ред. - во Франции, например, около 40% процентов).

В то же время, есть статистика, подтверждающая правильность выбранного направления на поддержку компаний-лидеров рынка и возникновение положительных тенденций. Итак, государство в 2011 году потратило на поддержку кинематографа около 4 млрд. рублей. Из них 1,7 млрд. (примерно 40 процентов) получили компании-лидеры. В прокате картины этих компаний собрали более 60% от сборов всех российских фильмов. Мелкие картины, поддержанные через Минкультуры, собрали около 10%. Пропорция такова: 40% денег лидеров дают 10% бокс офиса, а 60% денег потраченных на другие каналы поддержки, кроме лидеров, дают около 2% бокс офиса. Упражняемся дальше: лидеры в 7 раз эффективней и поддержка их картин приносит реальный, ощутимый результат!

Дальше. Все дискуссии о путях развития кинематографа неизбежно упираются в проблему зрителя - зритель наше кино не смотрит. По каким-то количественным параметрам мы можем говорить о существовании киноиндустрии и даже её развитии, потому что государство действительно серьезно помогает кинопроизводителям, давая возможность снимать фильмы. А дальше? Кинопроизводитель снимает картины, основная часть которых не попадает на экраны просто потому, что они не способны собрать зал. На мой взгляд, все разговоры о том, что «мы снимаем прекрасное кино, а дистрибьюторы и прокатчики не берут» - от лукавого. Достойных фильмов выходит очень мало, и они не настолько удачны, насколько должны быть. Зрители отвечают бойкотом российского кино, и в честной борьбе с «западными» фильмами мы проигрываем. Это реальность.

Можно говорить о том, что экономику российской киноиндустрии подрывает интернет-пиратство, но оно подрывает её в близком процентном соотношении российского и западного кино, которое мы имеем в прокате.

Безусловно, есть проблема и с достоверностью данных о доходах кинотеатров от проката фильмов. Но по прокату какого фильма проще утаить выручку? Дистрибьютор, выводящий на рынок десятки западных картин в год, очевидно, будет менее тщательно отслеживать кассовые сборы каждой из них. А вот российских фильмов выходит гораздо меньше, и снизить процент потерь от недобросовестности прокатчиков всё-таки проще. Векторы кинопоказа и кинопроизводства всегда сложно взаимодействовали, но противоречия между ними не являются основной причиной системного кризиса.

У прокатчиков, конечно, присутствует несколько предвзятое отношение к российскому кино, но оно сформировано многолетним опытом работы. Эти люди рискуют своими деньгами, поэтому когда возникает выбор, какой фильм поставить в график релизов - очередную американскую ленту или, например, «Елену» Андрея Звягинцева, то выбор делается в пользу американского кино, будь то третьесортная мелодрама или боевик, потому что именно эти ленты скорее всего посмотрят. К каким бы высоким оценкам нашего кино мы ни призывали прокатчиков, исходить они будут из конкретной выгоды. Изменить же отношение кинопроката к российскому кино можно только положительным опытом, а это процесс довольно длительный.

Время диктует иные запросы. Конкурентоспособное кино сегодня — это, прежде всего, зрелище, сделанное в тех же прокатных координатах, что и «западные» картины. Нужны прорывные большие фильмы. Пусть не «шедевры», а просто хорошее, сюжетное коммерческое кино, но такого масштаба, чтобы у зрителя не возникал вопрос – «смотреть - не смотреть?».

В России есть отрасли, где по-прежнему мы сильны, в силу того, что к ним коммерческий интерес возобновился раньше, чем к кино. Но в кинопроизводстве ситуация сложная. Нет «бурления» вокруг российского кино, потому что выпускаемые фильмы часто малоинтересны, не имеют резонанса. Индустрия живет так себе...

В то же время, прекрасным примером оздоровления отрасли может служить проект Федора Бондарчука «Кино-Сити». Он реально может помочь в преодолении кризиса! Около 300 кинозалов должно появиться в небольших городах. В провинции люди не так избалованы «западным» кино, к тому же отечественные фильмы им могут быть и интереснее, и понятнее. К сожалению, в небольших городах российской глубинки люди вообще не имеют возможности смотреть кино. Фактически, не реализуется конституционное право равного доступа к достижениям культуры и это серьезный упрек государству.

Проект «Кино-Сити», на мой взгляд, весьма нужный и своевременный, и важно, чтобы он был доведен до конца. Хотелось бы, чтобы проект способствовал реализации права людей пойти в кинотеатр, посмотреть фильм и не быть оторванными от достижений культуры, частью которой является киноискусство, причем, очень важной частью.

А теперь давайте представим себе – гигантская сеть кинозалов развернута, множество людей получили возможность смотреть прекрасное кино - и западное, и российское. Предположим, что в регионах чуть получше будет идти российское кино, чем в крупных городах, тем не менее, проблема будет всё та же – низкая доля российского кино в прокате. Пусть в меньшей степени, например, 20%, а не 10%, как в столичных регионах. Но даже такое присутствие российского кино в прокате я бы считал ущербным, не соответствующим нашему творческому потенциалу, творческим амбициям и возможностям!

Россия богата талантами, но в области кинопроизводства, увы, не богата профессионалами. Я уверен, что великое кино, которое было в СССР, можно возродить при условии, что в индустрии появится действительно крепкая профессиональная прослойка. Есть «мозги», есть таланты, но зачастую нет возможности переработать крутые творческие идеи в конкретный конечный продукт. Нет тех знаний и практических навыков, которые нужны для воплощения в жизнь этих замыслов, не достает адекватных мировым стандартам технологий.

«Главкино» сейчас реализует большой инфраструктурный проект – строительство первой российской киностудии мирового класса, который позволит нашему кино сделать ещё один шаг вперед. Мы хотим дать возможность российским производителям не думать о технологиях, которые давно во всем мире стали реальностью, а просто ими пользоваться. Надеемся, что сможем предложить набор технологических услуг, который на сегодняшний день просто должен быть доступен любому кинопроизводителю.

В эти павильоны должны придти не только «мэтры», но и те молодые люди, которые сейчас учатся во ВГИКе и других творческих вузах и которые, как правило, учатся где-то ещё. Возможностей для образования, и не только в России, сейчас много, мир стал более открытым.

Очень большое количество молодежи, несмотря на коммерческую не успешность российской киноиндустрии, всё равно испытывает интерес к кино. Люди не боятся, что они потратят силы и время зря, верят в себя и считают, что они справятся. На мой взгляд, это единственно правильная и конструктивная позиция! Я очень надеюсь, что киноиндустрия будет способна этих людей принять, дать им не только образование, но и возможность работать.

Международная киношкола «Generation Campus» - для «Главкино» отнюдь не разовый проект. Мы уже работали с кампусом и со сценарной лабораторией. «Главкино» с момента запуска, помимо производства, будет заниматься и образовательными программами. У нас будет постоянно действующая школа, кампус и большая летняя образовательная программа. Примерно в начале весны мы планируем начало работ, и параллельно с остальными задачами будет решаться задача по запуску школы. Конечно, не стоит ожидать, что мы всех трудоустроим, всех сделаем великими режиссерами/операторами . Но, по крайней мере, с точки зрения получения информации и прохождения практики на киностудии мы сможем сформулировать серьезные предложения.

Понятно, что нужны серьезные системные изменения по многим направлениям, но в первую очередь должны появиться талантливые люди, которые смогут делать современное Большое кино, «мега-кино». Именно ими будет прирастать российская киноиндустрия!

Мы находимся на этапе, когда требуются консолидированные усилия для проведения системных перемен и реформ в кинопроизводстве. Стратегия развития киноотрасли в целом обсуждается и вырабатывается на форуме «Кино России - 2020». И уже на основе этой стратегии могут создаваться четкие программы для различных государственных органов, в рамках которых и будет оказываться поддержка и помощь. Но это именно помощь, а не управление процессами киноиндустрии. Киноиндустрия должна самостоятельно предпринять те шаги, которые позволят преодолеть кризис!

© БиоЗвёзд.Ру