Главная Войти О сайте

Ирина Долганова

Ирина Долганова

актриса, исполнительница роли Сони Гурвич ('А зори здесь тихие')
Дата рождения: 13.08.1949
Гражданство: Россия

Это не просто один из самых талантливых и честных фильмов о войне. Это первая военная картина, посвященная женщинам. Не героиням тыла, не санитаркам, а бойцам, оказавшимся на фронте вопреки природе и логике, и оттого сюжет кажется особенно трагическим. О том, что происходило на съемках фильма, и о его счастливой судьбе корреспонденту "Недели" Юрию Васину рассказала исполнительница одной из главных ролей - Сони Гурвич, актриса Ирина Долганова, работающая в знаменитом Нижегородском ТЮЗе .

От публикации повести Бориса Васильева в журнале "Юность" до экранизации прошло меньше трех лет - минимальный по советским меркам срок, и за год до выхода фильма состоялась шумная премьера "Зорей..." в Театре на Таганке в постановке Юрия Любимова, подогревшая интерес к теме. Кинопремьера оказалась не менее удачной: в 1972-м фильм Станислава Ростоцкого получил специальный приз в Венеции и номинацию на "Оскара", не говоря о многочисленных наградах дома. Спустя почти 40 лет после съемок он современен как никогда. Его легко сравнивать с новыми картинами о войне - не в пользу последних. Посмотрите на игру актеров, на точность кадров - и почувствуйте разницу. Да, сегодня режиссеры смелее и могут больше себе позволить... Например, показать на экране обнаженную грудь. Но куда той груди до нежных, будто излучающих свет тел в знаменитой сцене в бане, которую в пуританские годы развитого социализма чудом выпустили на экраны, и Ростоцкому пришлось уговаривать на нее своих юных актрис: "Девочки, мне надо показать, куда попадают пули. Не в мужские тела, а в женские, которые должны рожать..." Он показал - и все заплакали. И плачут до сих пор.

неделя: Ирина, как бы вы определили жанр фильма "А зори здесь тихие"?

-ирина долганова: Во-первых, это все-таки исторический фильм - не просто рассказывающий о войне, а снятый людьми, прошедшими через нее. В первую очередь это сам Станислав Иосифович Ростоцкий: он был тяжело ранен, его чудом спасла девочка - санитарка, которая на своих плечах перетащила его через линию фронта до ближайшего медсанбата. Этой девочке он и посвятил свой фильм. Через фронт прошли и директор нашего фильма Рималис, и главный художник, и парикмахер... Может, как раз это и явилось залогом успеха.

н: Съемки происходили в карельских лесах. Вряд ли живая природа подстраивалась под замыслы людей, наверняка с этим были связаны какие-то трудности.

-долганова: Трудностей была масса. Мы объездили Карелию вдоль и поперек и забирались в такие дебри, куда нужно было даже прокладывать для нашей техники отдельную колею. Просто прорубали дороги, чтобы провезти тяжелую технику, чтобы была энергия своя для камеры и осветительных приборов. Еще было сложное место - каменная гряда, которая оказалась настоящей гадючьей грядой - просто город гадюк. А место было такое удобное для съемок, что отказаться от него Ростоцкий не мог, и с гадюками велась долгая жесткая борьба, чтобы на какое-то время выжить их оттуда. К сожалению, мы победили, потому что мне, в общем, жалко было этих змей - это часть природы нашей. И я помню, там были страшные комары. Не помогали никакие жидкости, которыми обливали и камеры, и осветительные приборы, и нас с ног до головы. Всё равно мы от них страдали. И не только от укусов. Сегодня снимается фильм, и сразу можно отсмотреть материал и понять, надо ли переснимать. А тогда отснятый материал отправляли в Москву - на поезде или самолете, там это проявлялось, пересылалось назад, отсматривалось, и только после этого становилось понятно, можно ли оставлять тот или иной дубль. Из-за этого происходили долгие перерывы в съемках. Все думали: "Ну вот, вроде бы хорошо отсняли..." А потом приходил материал, и выяснялось, что крупным планом - большущий комар, которого мы не заметили, а он летает и жужжит. И из-за такой мелочи приходилось переснимать весь эпизод.

И очень трудным местом оказалось болото - настоящее, соединяющее Карелию с Финляндией, место по-настоящему военное, через это болото в Финскую войну лазутчики, переодетые в женскую одежду - в бабушек, якобы ходивших на болото за морошкой, переправлялись какими-то тайными тропами, чтобы узнать расположение противника. Это место настолько опасно, что, прежде чем нас туда пустить, специально вехами прокладывали дорожку, с которой нельзя было сходить во время съемок. То есть шаг в сторону - и ты действительно могла утонуть. На берегу целый батальон дежурил - вдруг что-то случится, чтобы прийти к нам на помощь. Кроме того, в Карелии водятся клещи, в том числе энцефалитные, которых все боялись. И Ростоцкого укусил клещ. В медчасти ему этого клеща вытащили, но потом он прошел курс лечения, очень болезненного и тяжелого еще тем, что нельзя было даже граммуленьку спиртного выпить, и необходимо было соблюдать строгую диету. И Станислав Иосифович ее не нарушал, пока не выяснилось, что клещ - не энцефалитный.

н: Я слышал, что на съемках вы подружились с Лидией Николаевной Федосеевой-Шукшиной. Но в фильме ее нет.

-долганова: У нее был замечательный эпизод, который она, к сожалению, не успела доснять, и Ростоцкому пришлось брать другую актрису. А не успела из-за Василия Шукшина, который просто обрывал телефоны Ростоцкому и с ней ругался, чтобы она срочным порядком вернулась в Москву, потому что он приступает к съемкам "Калины красной" и "хватит там гулять, давай возвращайся к мужу, к детям". Сейчас Лидия в передачах рассказывает, как они не могли даже на короткий срок расстаться, так вот я была как раз свидетельницей этого. Но пока она была еще у нас на съемках, мы действительно очень тесно общались с ней и дружили втроем, еще с Аллой Мещеряковой, очень интеллигентной, - она играла хозяйку старшины Васкова. Удивительно талантливая актриса, по жизни незаметный скромный человек.

н: Если я не ошибаюсь, "Зори" были сделаны очень быстро по тем временам.

-долганова: Это абсолютно точно. Тогда обычно на съемки двухсерийного фильма уходило года два. Ростоцкий решил снять за полгода. Естественно, чуть побольше получилось, если с озвучанием. Мы спрашивали, куда он так торопится, а он говорил: "Вы все скоро замуж выйдете, начнете детей рожать - что мне с вами потом делать через год. Нет, лучше пока вы свеженькие, молоденькие, хорошенькие, вот мы вас сейчас и снимем".

н: Что значит этот фильм для вас?

-долганова: Для меня это был момент становления. Я начала свою творческую жизнь с очень высокой планки, и все время стараюсь к ней подтягиваться - туда, вверх. Не спускаться вниз в творчестве, не становиться менее профессиональной, менее честной... Потому что раз слабинку себе позволишь, и потом как снежный ком покатится всё вниз, и уже не поднимешься.

н: Вашу семью наверняка тоже затронула та война...

-долганова: Моя мама родилась на Украине, в городе Николаеве. Она, будучи совсем юной, как раз попала в период оккупации Украины. Ее, как и многих молодых девчонок, вывозили в Германию. Ей просто по дороге повезло - она оказалась в группе людей, которым кто-то помог сбежать из поезда в Польше. Они сумели выскочить из вагона и из Польши потом своим ходом добирались назад на родину. Мама никогда не рассказывала особенно подробно об этих событиях, потому что, наверное, слишком они были тяжелыми для нее, девчонки незащищенной, молоденькой, симпатичной. Она всегда старалась избегать этой темы, для нее очень болезненной. Сумела вернуться оттуда, что не каждому удалось, выучилась, получила образование, профессию, вышла замуж, родила нас с сестрой Верой, и мы тоже сумели получить образование и выйти в люди.

н: Известно, что фильм "А зори здесь тихие" был очень популярен в мире. Как вы это объясните?

-долганова: Фильм действительно по смотрели не только в СССР - фактически все страны его закупили. Это редкий случай, когда на военную тему закупается фильм. Мало того, этот фильм стал культовым для Китая, что было совершенно неожиданно. Андрюша Мартынов, который играл старшину Васкова, для них - это просто символ и герой. Китайцы его встречают как родного. И даже режиссер китайский позволил себе снять фильм на тот же сюжет; правда, какой-то многосерийный - двенадцать серий. Я его не видела. Но когда меня спрашивают, как я к этому отношусь, отвечаю: "Замечательно". Если людей волнует эта тема, если они хотят к ней вернуться, ее воспроизвести, ну и прекрасно.

н: Как бы вы сформулировали основной идейный посыл картины?

-долганова: Когда мы снимались, не было разговора об идейном посыле. Я думаю, что фильм говорит о том, чтобы мы ценили мир, ценили добро, которое нас окружает, сами его сеяли вокруг себя, чтобы никто не ругался и не воевал...

© БиоЗвёзд.Ру