Главная Войти О сайте

Иван Сытов

Иван Сытов

Летчик истребитель

На фронтах Великой Отечественной войны - с Ноября 1942 по Октябрь 1943 года. Сражался на Юго - Западном фронте, принимал участие в Сталинградской битве и освобождении Левобережной Украины.

К Августу 1943 года штурман эскадрильи 5-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 207-я истребительная авиационная дивизия, 3-й смешанный авиационный корпус, 17-я Воздушная армия, Юго - Западный фронт ) Гвардии лейтенант И. Н. Сытов совершил 150 боевых вылетов, в 81 воздушном бою сбил лично 19 и в группе 4 самолёта противника. 8 Сентября 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

16 Октября 1943 года Гвардии старший лейтенант И. Н. Сытов погиб в воздушном бою, таранив вражеский самолёт.

Похоронен в городе Запорожье. Награждён орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, медалью "За оборону Сталинграда". Навечно зачислен в списки воинской части. На могиле установлен памятник. Его именем названы улица в городе Запорожье. В селе Липовка установлен бюст Героя. Имя его высечено на гранитном камне на бульваре Шевченко на мемориале памяти авиаторов.

* * *

Волгарь Иван Сытов имел в 5-м ГвИАП лучшую "боевую производительность". Менее чем за год своей ратной жизни он сбил 30 вражеских самолётов. На счету этого беспредельно храброго человека и искуснейшего истребителя 2 тарана - самый рискованный метод уничтожения воздушного противника, редко применявшийся асами.

Он родился в селе Липовка неподалеку от Саратова 13 Июня 1916 году. В 1931 году Иван переехал в Астрахань, где закончил семилетку, а затем ФЗУ при заводе имени К. Маркса. Здесь же в аэроклубе он впервые поднялся в небо, определившее всю его судьбу. Служба в армии началась для него в Сталинградской военной авиационной школе, где он был оставлен инструктором.

Сержант Иван Сытов прибыл на фронт в Ноябре 1941 года. Авиационный полк, куда был назначен молодой лётчик, получив на вооружение новые скоростные истребители Ла-5, в составе 17-й Воздушной армии Юго - Западного фронта принял участие в разгроме вражеских армий в среднем течении Дона, а затем в воздушной блокаде 6-й немецкой армии, окружённой в районе Сталинграда. В этих боях Иван Сытов сбил 4 немецких самолёта ( 2 лично и 2 в группе ).

С Декабря 1942 года в составе 5-го ГвИАП на Ла-5 он участвует в боевой работе на Юго - Западном фронте. Апрельские бои 1943 года стали переломными в его боевой карьере: за 4 дня, с 3 по 5 Апреля, он сбил 4 немецких самолёта - 3 истребителя Ме-109 и 1 бомбардировщик Не-111. Атаки Сытова были скоротечны, неожиданны и хорошо подготовлены: как правило, он замечал противника раньше других и действовал без малейшего промедления. "Не знает себе равных по стремительности атак и точности ударов", - сказано о нём в одном из наградных документов...

В воздушных боях с врагам Иван Сытов действительно не знал себе равных по стремительности атак, смелости и точности ударов. Это был лётчик высшего класса, о чём свидетельствуют многочисленные примеры.

Весной 1943 года шли ожесточённые бои за Донбасс. Полк беспрерывно вылетал на сопровождение штурмовиков и прикрытие наземных войск. 3 Апреля Иван Сытов, возглавляя четвёрку истребителей Ла-5, прикрывал наземные войска на переправах через реку Северный Донец. С запада шла большая группа бомбардировщиков Не-111. Смелыми атаками наши лётчики расстроили боевой порядок противника, а затем сбили 4 бомбардировщика. Сытов подошёл к пятому "Хейнкелю" и дал длинную пушечную очередь. Стрелок, видимо, был убит, так как ответного огня не последовало. Вражеский пилот стал маневрировать, затем выбросил бомбы и стал уходить. Сытов догнал его, поймал в прицел и метким огнём прошил плоскости и фюзеляж бомбардировщика. По расчётам Лейтенанта, самолёт должен был от такой порции огня загореться, рассыпаться. Но тот как ни в чём не бывало продолжал полёт. Сытов ещё раз атаковал противника, нажал на гашетки, но не ощутил привычного вздрагивания машины - боеприпасы кончились. Тогда лётчик решил таранить бомбардировщик. Форсируя мотор, он догнал его и плоскостью своего истребителя ударил по консоли. Самолёт противника накренился и круто пошёл к земле.

На другой день Иван Сытов на пути в заданный район патрулирования встретил 2 истребителя Ме-109 и атаковал их. Прицельным огнём с дальности 40 - 50 метров он зажёг одного "Мессера", который после нескольких витков штопора врезался в землю. Второй истребитель бросился наутёк, но Сытов настойчиво преследовал и на бреющем полете сбил его в районе Харькова.

За короткое время пребывания на фронте имя замечательного лётчика - истребителя Ивана Сытова стало широко известно многим. О героических подвигах его не раз с восхищением писали фронтовые газеты. Боевой счёт этого мастера воздушного боя неуклонно рос.

В один из Апрельских дней прикрывать наземные войска вылетело 6 Ла-5. Четыре из них шли развернутым строем, а Сытов со своим ведомым - в стороне, с превышением около 1000 метров. Лейтенант летел со стороны солнца и внимательно следил за действиями основной группы. За линией фронта лётчики встретили 6 Ме-110 под прикрытием 2 Me-109.

Четвёрка Ла-5 атаковала ведущий самолёт противника. Несмотря на сильный огонь своих самолётов и численное превосходство, немцы всё же не выдержали решительной атаки, в последний момент их ведущий отвернул и пошёл вверх, чтобы избежать столкновения. И сразу же был сбит Сытовым. Строй вражеских самолётов рассыпался. Советские лётчики воспользовались замешательством врага и сбили ещё 3 Ме-110.

Подобные яркие победы в схватках с воздушным противником Иван Сытов одерживал неоднократно. Так, весной 1943 года только за одну неделю Сытов "завалил", как он любил говорить, 6 фашистских самолётов. За короткое время вырос он от рядового лётчика до командира эскадрильи, стал мастером воздушного боя. Любимой просьбой отважного лётчика была: "Разрешите пойти навести порядок в небе". Получив разрешение, он вылетал и наводил порядок...

8 Июня 1943 года группа из 4 "Лавочкиных" под командованием И. Н. Сытова близ деревни Волков Яр встретилась с 5 "Мессерами", летевшими на штурмовку нашего аэродрома. Сытов атаковал врага, заставил немецких лётчиков сбросить бомбы вне цели и повернуть обратно. Наши пилоты пустились в преследование, но в это время из - за облаков неожиданно вынырнули ещё 6 истребителей противника. В завязавшемся бою советские пилоты сбили 2 вражеских истребителя. Одного из них уничтожил Иван Сытов.

Особенно высокое лётное мастерство показал Сытов в воздушном бою 17 Июля 1943 года в районе города Изюма. Возглавляя четвёрку "Лавочкиных", отважный лётчик вступил в бой с 43 бомбардировщиками Ju-88 и 6 истребителями FW-190. В то время как товарищи Сытова связали боем вражеские истребители, сам командир группы дерзкими атаками расстроил боевой порядок бомбардировщиков и один за другим сбил 3 "Юнкерса". Противник побросал бомбы над расположением своих войск и ушёл обратно.

...На Украине стояла жаркая Августовская пора 1943-го. В раннее солнечное утро Иван Сытов со своей четвёркой "Лавочкиных" прикрывал аэродромы дивизии - Щенячье и Буцеваловку. Услышав по радио о приближении 5 Me-109, Сытов повёл свою группу навстречу врагу. Группы встретились над деревней Волков Яр. Самолёты противника, потеряв строй, повернули к Чугуеву. Сытов атаковал одного из ведомых и сбил его. В это время из облаков вынырнула вторая группа "Мессеров" и связала боем 3 "Лавочкина", отставших от своего ведущего.

Преследуя противника, Сытов остался один против 4 немецких истребителей. Вскоре к ним присоединились ещё 5 Ме-109. Девятка вражеских истребителей окружила одиночный советский, обстреливая его со всех сторон. Бой перемещался в сторону Харькова. Ускользая из - под огня, Сытов сбил одного Me-109. Схватка продолжалась над самим городом. Внизу харьковчане жадно следили за советским истребителем. Если он ведёт бой над городом, значит, скоро наступит избавление от фашистской неволи.

Тем временем Сытов, поймав в прицел очередного врага, открыл огонь из пушки. Резким пикированием лётчик перевёл истребитель на бреющий полёт. Пронёсся над головами советских людей и, приветствуя их покачиванием крыльев, исчез.

Так закончился этот неравный бой. На борту самолёта Сытова появилась новая победная звёздочка. Всего же к Августу 1943 года штурман эскадрильи 5-го Гвардейского истребительного полка Гвардии лейтенант И. Н. Сытов совершил 150 боевых вылетов, в 81 воздушном бою сбил лично 19 и в группе 4 самолёта противника. За это он был представлен к званию Героя Советского Союза.

После ранения Н. Дмитриева он был назначен командиром 3-й эскадрилии.

27 Августа он вновь провёл результативный бой, в котором сбил 2 бомбардировщика Не-111.

8 Сентября 1943 года заместитель командира эскадрильи 5-го ГвИАП Иван Никитович Сытов, за проявленные в схватках с врагами мужество и высокое лётное мастерство, был удостоин звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

Однополчане запомнили его весёлые, чуть прищуренные глаза, прямой нос на сосредоточенном, тронутом оспой лице. О воздушных боях Сытов рассказывал обстоятельно, неторопливо, любил пояснять свой рассказ, рисуя схемы в планшете или прутиком на песке.

Свой последний боевой вылет командир эскадрильи Гвардии старший лейтенант И. Н. Сытов, совершил 16 Октября 1943 года, прикрывая наземные войска в районе Запорожья. В последнем воздушном бою над Днепром, израсходовав почти весь боекомплект, Сытов продолжал руководить боем. Когда горючее кончилось, а оружие замолчало, он пошёл в последнюю атаку. Пехотинцы видели, как в смертельной схватке советский лётчик настиг врага и таранил его своим самолётом. Взрывом разметало обе машины...

К тому времени Иван Сытов совершил около 250 боевых вылетов и провёл более 100 воздушных боёв. Количество же одержанных им побед в различных источниках трактуются по - разному: от 30 до 34. При этом наиболее часто приводятся следующее - 26 лично и 4 в группе с товарищами.

Останки Героя захоронены на площади Свободы в Запорожье. Именем Ивана Сытова названы улица и школа в этом городе. В селе Липовка установлен бюст.

© БиоЗвёзд.Ру