Йонас Вайткус

Йонас Вайткус

Литовский театральный режиссер
Страна: Литва

Содержание:
  1. Биография Йонаса Вайткуса
  2. Режиссурой в России и образом Воланда
  3. Подход к актерскому мастерству
  4. Отношение к власти и театру

Биография Йонаса Вайткуса

Йонас Вайткус — известный литовский театральный режиссер и патриарх литовской режиссуры. Он является руководителем первого режиссерского курса в Литовской консерватории. В отличие от других литовских режиссеров, Вайткус получил образование в ЛГИТМиКе, на курсе Корогодского, так как профессия режиссера считалась идеологической и будущие литовские режиссеры обучались в РСФСР.

Вайткус начал свою карьеру в Литве, но в связи с политическими обстоятельствами он долгое время работал за границей. В советскую эпоху он был невыездным и был отстранен от руководства Национальным театром в Вильнюсе. Однако сегодня он снова находится в Литве и продолжает свою режиссерскую деятельность.

Режиссурой в России и образом Воланда

Первым опытом режиссуры Вайткуса в России стала его постановка спектакля "Мастер и Маргарита" в Балтийском доме. В интервью он отмечает, что роман Михаила Булгакова сложно однозначно интерпретировать, поэтому его постановка включала секунды откровения, раскрытие темных сторон персонажей. Вайткус подчеркивает, что персонаж Воланд в романе является лакмусовой бумажкой, которая позволяет проявиться всем другим персонажам.

В интервью Вайткус также отмечает, что работа с актерами за границей отличается от работы с литовскими актерами. Он отмечает, что в зависимости от материала у актеров возникают разные проблемы, но в итоге важно, чтобы актеры могли подняться над тяготением к земле и создать ощущение, что они летают и гипнотизируют зрителей. Он приводит примеры из Пекинской оперы и других форм искусства, которые владеют своей энергией и руководят ей.

Подход к актерскому мастерству

Вайткус называет некоторые образцы актерского мастерства, которые влияли на его работу и восхищали его. Он упоминает актера Шалема из "Берлинер Ансамбля" и негритянский балет Элвина Эйли, которые показывали, что для актеров нет ничего невозможного. Он также упоминает Пекинскую оперу и другие формы искусства, где актеры владеют своей энергией и создают впечатление, что они не делают ни одного шага, которого бы они не знали и не видели себя со стороны.

В интервью Вайткус отмечает, что работа с некоторыми актерами проходит легко и без усилий, так как они понимают и верят в то, что режиссер обговаривает. Он также обращает внимание на то, что профессия актера деструктивна и требует сильного человека, чтобы выдержать разрушительное окружение.

Отношение к власти и театру

Вайткус известен своим оппозиционным отношением к любой власти. Он считает, что любая власть противоречит интересам человека, и театр должен быть свободен от того, что мешает ему говорить все, что он хочет. Он отмечает, что власть не должна бояться шута, так как шут при сильном короле может говорить все и необходим для того, чтобы сильный король не стал беззубым существом.

Вайткус также подчеркивает, что театр должен быть местом, где звук становится видимым, а видимое — слышимым. Он верит, что искусство и театр могут изменить что-то, хотя не верит, что красота спасет мир. Он считает, что спасать надо по одному человеку.

© BIOGRAPHS