Йозеф Бойс

Йозеф Бойс

Немецкий художник
Дата рождения: 12.05.1921
Страна: Германия

Биография Йозефа Бойса

Немецкий художник, лидер постмодернизма, Йозеф Бойс, родился 12 мая 1921 года в Крефельде, земля Северный Рейн-Вестфалия. Он вырос в городе Клеве, расположенном недалеко от голландской границы. Во время Второй мировой войны Бойс служил в авиации и пережил трагическое событие, которое повлияло на его будущее творчество. Зимой 1943 года его самолет был сбит над Крымом, и он оказался на морозной "татарской степи". Местные жители спасли его, используя топленый жир и войлок, что стало символическим моментом в его "личной мифологии".

Йозеф Бойс

После возвращения в строй, Бойс продолжал служить и воевал в Голландии. В 1945 году он был взят в плен британскими войсками. В 1947-1951 годах Бойс учился в Академии художеств в Дюссельдорфе, где его наставником стал скульптор Э. Матаре. В 1961 году он получил звание профессора Дюссельдорфской академии, но в 1972 году был уволен после участия в протестной акции студентов. В 1978 году суд признал его увольнение незаконным, но Бойс отказался вернуться в должность, предпочитая быть независимым от государства.

Бойс опубликовал манифест о "социальной скульптуре" в 1978 году, в котором выразил свои идеи анархо-утопической "прямой демократии". Он стремился заменить существующие бюрократические механизмы свободными творческими волеизъявлениями отдельных граждан и коллективов. В 1983 году Бойс выставил свою кандидатуру на выборах в бундестаг от партии "зеленых", но не смог победить.

Йозеф Бойс скончался 23 января 1986 года в Дюссельдорфе. После его смерти каждый музей современного искусства стремился установить один из его арт-объектов в виде почетного мемориала. Самым знаменитым из этих мемориалов стал Рабочий блок в Музее земли Гессен в Дармштадте, который воссоздает атмосферу мастерской Бойса с его символическими заготовками из войлока и окаменевших колбас.

Творчество Бойса охватывает различные жанры и материалы. В его ранних работах, созданных в 1940-1950-х годах, преобладают рисунки акварелью и свинцовым штифтом, изображающие животных. Он также занимался скульптурой в духе экспрессионизма и исполнял заказы на надгробия. В первой половине 1960-х годов он стал одним из основателей "флюксуса", специфической разновидности искусства перформанса, популярной в Германии. Бойс использовал необычные материалы, такие как топленое сало, фетр, войлок и мед, и его произведения отражали отчуждение современного человека от природы.

Известными перформансами Бойса являются "Как объяснять картины мертвому зайцу" (1965), "Койот: я люблю Америку и Америка любит меня" (1974) и "Медогонка на рабочем месте" (1977). Наиболее масштабной акцией было "7000 дубов" во время выставки "Документа" в Касселе в 1982 году, где деревья постепенно заменяли базальтовые блоки.

Йозеф Бойс оставил значительное наследие в искусстве и продолжает вдохновлять художников по всему миру своими инновационными и провокационными работами.

© BIOGRAPHS