Главная Войти О сайте

Кай Дон

Кай Дон

Гонщик-рекордсмен, продавец мотоциклов.
Дата рождения: 10.04.1891

Кай Эрнест Донски, более известный как Кай Дон (Kaye Ernest Donsky или Kaye Don, 10.04.1891) – гонщик-рекордсмен, продавец мотоциклов. Обладатель скоростных рекордов 'наземного' и 'водного' толка; прославился своими заездами на мотоциклах, автомобилях и катерах.

Родился Кай в Дублине (Dublin). Какое-то время он участвовал в автомобильных гонках, однако позже пересел за руль автомобиля. Смена транспорта дала свои результаты – в 1928-м Донски выиграл первую гонку серии Ards-Belfast circuit в Северной Ирландии (Northern Ireland). К тому времени в его гараже было уже три автомобиля; Кай регулярно выступал на трассе Brooklands и научился отлично справляться со своими железными конями.

Лучше всего о его таланте гонщика говорит тот факт, что 22 сентября 1928-го Донски поставил рекорд скорости на старте, разогнавшись до 212.05 км/час.

5 августа Кай побил собственный же рекорд, набрав 216.04 км/час.

9 июня 1930-го Донски вновь превзошел сам себя – на сей раз ему покорилась планка в 221.41 км/час.

Скончался Кай Дон в графстве Суррей (Chobham, Surrey); на момент смерти ему было 90 лет. В честь великого гонщика позже была названа одна из улиц в районе трассы Brooklands.

Первую попытку поставить мировой скоростной рекорд Кай Дон предпринял в 1929-м, на The Sunbeam Silver Bullet. Разработанный Каем автомобиль на двух 24-литровых двигателях выглядел более чем впечатляюще, однако поставить рекорд так и не сумел. Более 'Sunbeam' для установки похожих рекордов не использовал никто.

В 1931-м Дону довелось принять участие в гонке в стихии ему не вполне привычной – Кай сражался за приз 'Harmsworth Trophy Race' на реке Детройт (Detroit River). Главными звездами гонки, помимо Кая, были братья Гар (Gar) и Джордж Вуд (George Wood). В ходе подготовки к гонке Гар Вуд стал первым человеком, сумевшим разогнаться на катере до скорости выше 160 км/час; три дня спустя Кай Дон побил (хотя и со сравнительном небольшим отрывом – порядка 2 км/час) его рекорд. В ходе гонки судно Гара Вуда изрядно пострадало; починить к следующей гонке его не успели, ввиду чего Гар потребовал отложить старт. До самого конца гонки Гар и Дон сражались на равных; в конечном итоге они были дисквалифицированы за фальстарт и победителем стал Джордж Вуд.

28 мая 1934-го готовившийся к гонке MG Magnette Дон стал невольным участником несчастного случая, унесшего жизнь сотрудника гоночного проекта MG Фрэнсиса Тайлера (Francis Tayler). На очередном испытании автомобиля Кай пожаловался на плохую работу рулевого механизма. Тем же вечером Тайлер сообщил Каю, что неполадки исправлены, и вызвался принять участие в проверке. Автомобиль выехал в 10 вечера – без фар, номерных знаков или страховки; на очередном повороте машина врезалась в такси, перевозившее пятерых пассажиров. В такси не пострадал никто; Дону и его пассажиру повезло меньше – их отправили в госпиталь. В 5.15 утра Фрэнсис Тайлер скончался. В ходе последовавшего разбирательства Кай был признан виновным в убийстве по неосторожности и приговорен к 4 месяцам тюрьмы; провел свой тюремный срок Дон в условиях более чем достойных и благоприятных. Известно, что Кай пользовался определенными привилегиями и продолжал получать необходимую медицинскую помощь. 10 декабря Дона выпустили на свободу по медицинским показаниям.

К 1940-м Донски практически оставил гоночный спорт и переключился на производство и продажу мотоциклов. Созданная им компания 'Ambassador Motorcycles' производила широчайший спектр популярных моделей; к 1962-му компания перешла в руки 'DMW', а Кай Дон ушел на заслуженный покой.

© БиоЗвёзд.Ру