Карлхайнц Штокхаузен

Карлхайнц Штокхаузен

Немецкий композитор.
Дата рождения: 22.08.1928
Страна: Германия

Содержание:
  1. Биография Карлхайнц Штокхаузена
  2. Идея 'точечной' музыки
  3. Пионер электронной музыки
  4. Сериальная и алеаторическая музыка
  5. Значительные произведения
  6. Теоретик музыки

Биография Карлхайнц Штокхаузена

Карлхайнц Штокхаузен, немецкий композитор, родился 22 августа 1928 года в Медрате, недалеко от Кельна. Он стал одним из наиболее значимых новаторов в современном искусстве, открыв новые выразительные возможности в электронной, сериальной и алеаторической музыке.

Идея 'точечной' музыки

Одной из главных идей Штокхаузена была необходимость воспринимать музыку 'точечно'. Он считал, что слушатель должен наслаждаться звучанием каждого отдельного момента музыки, не пытаясь осознать связь между всеми этими моментами. В одном из своих произведений, названном 'Моменты', Штокхаузен предлагал слушателю наслаждаться каждым музыкальным моментом отдельно, без попыток поискать драматическую связь между ними.

Пионер электронной музыки

В 1947 году Штокхаузен поступил в кельнскую Высшую музыкальную школу, где начал свою музыкальную карьеру. Позднее он продолжил обучение в Париже у Оливье Мессиана и работал в студии конкретной музыки Пьера Шеффера. В 1953-1954 годах он создал свою первую электронную студию, где записал и опубликовал первое нотированное произведение электронной музыки.

Сериальная и алеаторическая музыка

В 1960-х годах Штокхаузен стал одним из ведущих композиторов в области сериальной музыки и одним из первых, кто принял идею 'случайной' или алеаторической музыки. В этом виде музыки исполнитель имеет возможность свободно располагать фрагментами музыкального материала в произвольных последовательностях, так как каждый момент музыки содержит в себе интерес, независимо от его положения в целом произведении.

Значительные произведения

Среди самых значительных произведений Штокхаузена можно назвать "Мера времени" (Zeitmae, 1956) - сложную композицию для пяти деревянных духовых, "Песнь юношей" (Gesang der Jnglinge, 1956) - 'конкретную музыку', состоящую из обработки звуков детских голосов, "Группы" (Gruppen, 1958) для трех оркестров, "Каре" (Carr, 1960) для четырех оркестров и певцов, "Контакты" (Kontakte, 1960) - электронную музыку, "Микстура" (Mixtur, 1965) для пяти оркестров, стереофонических модуляторов и громкоговорителей.

Теоретик музыки

Штокхаузен также был известен своими эссе по теории музыки, которые он публиковал в немецком журнале "Ди Райе" ("Die Reihe"). Его творчество оказало значительное влияние на развитие современной музыки и позволило ему стать одним из наиболее влиятельных композиторов своего времени.

© BIOGRAPHS