Главная Войти О сайте

Кэтрин Данэм

Кэтрин Данэм

Она стала одной из самых успешных танцовщиц в американских и европейских театрах в XX веке и получила звание 'Родоначальницы и королевы-матери черного танца'. В течение успешной карьеры в 1940-х, 50-х и 60-х Данэм была известна по всей Европе и Латинской Америке как Гранд Кэтрин, а газета 'Washington Post' назвала ее 'Екатериной Великой балетной сцены'.

Свыше 30 лет она поддерживала компанию 'Katherine Dunham Dance Company', которая долгое время была единственной независимой темнокожей танцевальной труппой, и за свою долгую карьеру поставила более 90 отдельных танцевальных номеров. Кэтрин была настоящим новатором в афроамериканском современном танце, а также лидером в антропологии танца, или этнохореографии.

В 1992-м Данэм в возрасте 82-х лет устроила 47-дневную голодовку в знак протеста против насильственной репатриации гаитянских беженцев правительством США.

Мэри Кэтрин Данэм родилась 22-го июня 1909-го года в Глен Эллин, Иллинойс, США. Ее отец был афроамериканским бизнесменом, владеющим собственными химчистками, а мать, представительница смешанной расы, школьным учителем. Кэтрин с раннего возраста увлекалась танцами и еще до окончания средней школы попала в частную танцевальную школу для темнокожих детей. К 15 годам она создала кабаре 'Blue Moon Café', где впервые выступила перед публикой, а все вырученные средства ушли в методистскую церковь Брауна в Джолите, штат Иллинойс.

Окончив колледж, Данэм перебралась в Чикаго, чтобы вместе со своим братом Албертом учиться в Чикагском Университете. Позднее ее заинтересовало исследование происхождения таких популярных танцев, как кекуок, линди хоп и Black Bottom. Она показала себя весьма перспективным исследователем и училась под началом нескольких выдающихся антропологов того времени, включая Роберт Редфилда, А. Р. Рэдклиффа-Брауна, Эдварда Сепира и Бронислава Малиновского.

В Северо-западном университете Кэтрин получила грант на работу с профессором Мелвиллом Херсковицем, и к 1939-му представила свою диссертацию под названием 'Танцы Гаити, их социальная организация, классификация, форма и назначение'. Ее пребывание в странах Карибского бассейна началось с Ямайки, после чего Данэм оказалась в Мартинике, Тринидаде и Тобаго, а потом в Гаити.

Она подружилась с политиком Дюмарсе Эстиме, который в 1949-м стал президентом Гаити, и позднее, рискуя собственной жизнью, помогла ему, когда он подвергся преследованию за свою прогрессивную политику и был сослан на Ямайку после государственного переворота.

Еще в студенческие годы Данэм изучала балет под руководством Марка Тербифилла и русской танцовщицы Людмилы Сперанцевой. В возрасте 21 года Кэтрин создала первую темнокожую балетную группу в США под названием 'Ballet Nègres'. Успешная труппа выступала на Бродвее – в мюзикле 'Хижина в небесах', показ которого продлился 20 недель в Нью-Йорке, после чего в период с 1939-го по 1941-й Данэм появлялась в ночных клубах и театрах крупных городов США.

В 1941-м году Кэтрин впервые снялась в кино – в короткометражке Стэнли Мартина 'Carnival of Rhythm', первом голливудском киномюзикле в цвете. Также впоследствии она сыграла в таких фильмах, как 'Star Spangled Rhythm', 'Дождливая погода', 'Крепость', 'Мамбо' и 'Música en la noche'.

За 20 лет карьеры исключительно на международном уровне – в Европе, Северной Африке, Южной Америке, Австралии и на Дальнем Востоке – танцовщица посетила 57 стран, где выступала в самых разных постановках. После успешной карьеры на Бродвее, в 'Метрополитен Опере' и сотрудничества с Солом Юроком и Джорджем Баланчиным, она ушла со сцены в 1967-м году.

10-го июля 1939-го Данэм вышла замуж за светлокожего Джона Томаса Пратта, хотя на тот момент времени межрасовые браки вызывали множество споров. Пара удочерила Мари-Кристин Данэм Пратт. Кэтрин Данэм умерла во сне, в Нью-Йорке, 21-го мая 2006-го года, в возрасте 96 лет.

Обладательница музыкальной премии Альберта Швейцера, Знака почета Центра имени Кеннеди, Знака отличия Американской антропологической ассоциации и Национальной медали за достижения в искусстве за годы своей деятельности, она не просто пролила свет на культурную ценность танцев темнокожего населения, но и помогла изменить представление о темнокожих людях в Америке.

На своем примере Данэм показала, что темнокожая женщина может быть прекрасным танцором, профессиональным хореографом и преподавателем.

© БиоЗвёзд.Ру