Главная Войти О сайте

Лайонел Ричи

Лайонел Ричи

американский певец

Творческий пик Лайонела Ричи (Lionel Richie) пришелся на 80-е годы. Тогда только суперзвезды Майкл Джексон и Принц превосходили его по количеству хитов и популярности. А уж в его оригинальном амплуа - исполнителя красивых чувственных баллад - равных Ричи просто не было. Тринадцать его лирических синглов подряд покоряли горячую десятку хитов. Он был одинаково успешен как в ритм-н-блюзе, пройдя хорошую школу в рядах известной команды Commodores, так и в выбранном позднее софт-роке. Его синглы и альбомы, за которые он получил и Oscar, и Golden Globe, и пять премий Grammy, разошлись в мире 50-миллионным тиражом.

Лайонел Брокман Ричи младший (Lionel Brockman Richie, Jr.) родился 20 июня 1949 года на юго-востоке Соединенных Штатов - в Таскиджи, штат Алабама. Почти все его ближайшие родственники нескольких поколений работали в Институте Таскиджи, и детство Лайонела прошло в студенческом кампусе. В юности он заинтересовался саксофоном, и, уже будучи студентом колледжа, начал играть в местных соул-группах. В результате краха двух начинающих групп, Mystics и Jays, в 1967 году шестеро молодых людей, считавших себя музыкантами, объединились в новую команду, которую назвали Commodores. Ричи был принят в группу как саксофонист, а вскоре стал и основным вокалистом. Профессиональную подготовку из всех шестерых получил только барабанщик, поэтому, прежде чем добиться какого-то серьезного признания, участникам Commodores пришлось как следует освоить инструменты. Со временем группу хорошо узнали в разных уголках Алабамы, особенно в Таскиджи, Бирмингеме и Монтгомери. Несколько визитов в Нью-Йорк и выступления сначала в небольших клубах, а потом на все более крупных площадках, положили начало их довольно успешной карьере. Commodores суждено было стать очень популярной ритм-н-блюзовой командой и самым успешным приобретением лейбла Motown в 70-е годы.

Распределяя свое время между обязанностями саксофониста и лид-вокалиста, Лайонел Ричи начал пробовать свои силы и как композитор, причем оказался самым удачливым автором из всех своих коллег. Две его баллады, "Easy" и "Three Times a Lady", стали единственными хитами номер один за всю без малого сорокалетнюю историю Commodores. В 70-е годы дела коллектива шли в гору, отношения складывались доброжелательные и очень демократичные. Но с началом 80-х ситуация изменилась. Лайонел Ричи явно вырастал из коллективных штанишек и превращался во вполне зрелого и самостоятельного автора и исполнителя. В 1980 году он написал и спродюсировал для кантри-поп-певца Кенни Роджерса (Kenny Rogers) композицию "Lady", которая стала сокрушительным хитом. Через год в его активе появился еще один суперпопулярный хит "Endless Love", блестящий дуэт с Дайаной Росс (Diana Ross), записанный для фильма с тем же названием. В аналогах лейбла Motown не было сингла успешнее "Endless Love": он возглавлял американский поп-чарт девять недель подряд. Невольно перетянув на себя исключительное внимание СМИ, Лайонел Ричи вызвал недовольство своих коллег по команде. Трения в коллективе обострились, и в конце 1981 года музыкант почувствовал, что лучшим решением проблемы станет уход из группы.

Родной лейбл Motown не отказал ему в поддержке, и вскоре артист уже записывал свой сольный дебют. В музыкальных магазинах пластинка "Lionel Richie" появилась в конце 1982 года. Жалеть об уходе из Commodores певцу не пришлось. Его дебют добрался до третьей строки поп-чарта и четыре раза становился платиновым. Еще больше повезло первому сольному синглу дебютанта: "Truly" стремительно вышел в лидеры американского хит-парада. По его следам в первой пятерке хитов отметились еще три сингла. Слушатели и критики были в восторге как он самих композиций, так и от вокала Ричи. И лучшим тому подтвержденим стала его победа на церемонии Grammy в номинации "лучший мужской поп-вокал" (за трек "Truly").

Если диск "Lionel Richie" в одночасье превратил своего создателя в звезду, то следующий альбом "Can't Slow Down" (1983) сделал его суперзвездой. Эта пластинка дала старт еще пяти синглам, которые отметились в американском Тор 5, из них два - на первой строке ("All Night Long (All Night)" и "Hello"), что само по себе является большим достижением для одного альбома. "Can't Slow Down" возглавил рейтинг продаж, достиг 10-миллионного тиража да еще и выиграл Grammy как лучший альбом года. Это была во всех смыслах удачная подборка зажигательной, энергичной поп-музыки и самых душещипательных баллад, которые когда-либо приходилось петь Ричи. Вне конкуренции в этом отношении песня "Hello", которую сопровождал душераздирающий видеоклип о жизни слепой девушки.

За два года артист оказался на вершине мирового музыкального Олимпа и стал настолько популярной персоной в шоу-бизнесе, что получил приглашение выступить на церемонии закрытия Олимпийских Игр 1984 года, проходивших в Лос-Анджелесе. Грандиозное пафосное шоу транслировалось по всему миру.

Начиная с 1985 года Лайонел Ричи находит применение своей неуемной энергии и вне русла собственной карьеры. Вместе с Майклом Джексоном он выступает соавтором благотворительного сингла "We Are the World", изданного в рамках движения "США для Африки". Запись, сделанная коллективными усилиями мировых знаменитостей, помогла собрать несколько миллионов долларов, направленных на улучшение положения африканских женщин. А сам композитор и певец принял еще одну премию Grammy, врученную всему коллективу создателей за лучшую песню года - "We Are the World". Он же стал одним из очень немногих чернокожих артистов, поднявшихся на сцену знаменитого благотворительного шоу Live Aid, организованного Бобом Гелдофом.

В конце 85 года имя Лайонела Ричи снова красовалось на вершине поп-чарта с новым синглом "Say You, Say Me". Эту балладу он написал для фильма "White Nights", но песня не попала в окончательный вариант саундтрека. В это время заканчивалась работа над третьим альбомом, которая в силу ряда причин растянулась еще на полгода. Трек "White Nights" почти на год опередил издание лонг-плея "Dancing on the Ceiling" (1986). Три промо-сингла добрались только до Тор 10 США, а трек "Se La" стал первым сольным синглом артиста, успехи которого ограничились 20 строкой Billboard Hot 100. Прославленный исполнитель слезоточивых баллад, Лайонел Ричи начал потихоньку сдавать позиции, не в силах предложить слушателям чего-то сверхоригинального и возродить с новой силой интерес к своему творчеству. Повторить достижения своего предшественника альбому "Dancing on the Ceiling", конечно, было трудновато, но его четырехмиллионный тираж все равно подтверждал завидную популярность певца.

В 1987 году закончился почти десятилетний марафон царствования синглов Лайонела Ричи в хит-парадах. В конце концов после двадцати лет непрерывного стажа в музыкальном бизнесе можно было позволить себе передышку. Поначалу артист собирался просто немного отдохнуть, но вышло так, что его отсутствие в музиндустрии продлилось целых пять лет. Серьезные проблемы начались у Ричи в 1988 году: его жена была арестована за нападение на Лайонела, когда он развлекался со своей любовницей. История вызвала скандальную реакцию в прессе. Но неприятности на этом не кончились. В 1989 году на связках у Лайонела были обнаружены полипы, что требовало хирургического вмешательства. Несколько операций и длительный период лечения заняли три года.

Артист подал голос только в 1992 году, для начала прощупав почву с помощью компиляции хорошо известных в 70-е и 80-е вещей "Back to Front". К нескольким трекам из репертуара Commodores и своим сольным хитам он добавил три новых песни. Одна из свежих композиций "Do It to Me" возглавила рейтинг R&B-синглов.

В начале 90-х судьба нанесла музыканту еще несколько ударов, от которых он с трудом оправился. Он похоронил отца, а вскоре пережил тяжелый развод с женой Брендой (Brenda Richie), которая вдохновила его на написание многих лучших баллад.

С тех пор, как Лайонел Ричи в последний раз интенсивно работал над новым материалом, прошло уже десять лет. Прежде чем предлагать что-то публике, надо было осовременить саунд, учитывая последние веяния в лагере ритм-н-блюза и софт-рока. Какую-то составляющую успеха он упустил, и его камбэк 1996 года "Louder Than Words", хотя и напомнил меломанам о его существовании, но событием в музыке не стал. Не помогло даже привлечение модных продюсеров Джимми Джема (Jimmy Jam) и Терри Льюиса (Terry Lewis). Высшее достижение этого мелодичного и приглаженного диска - Тор 30 в США и 500-тысячный тираж. Критики усматривали причину таких весьма скромных успехов в том, что расширение своих стилистических границ артист проводил несколько неумело, например браться за хип-хоп, по их мнению, ему совсем не стоило.

Через два года Ричи предпринял еще одну попытку и выпустил диск "Time" (1998). Оставаясь на хорошо изученной территории, он опирался на свой фирменный саунд, не модернизируя его в угоду музыкальной моде. И тут его тоже ждала неудача. Альбом провалился, проведя всего несколько недель на задворках Billboard 200. В начале 2001 года музыкант представил наработки последних трех лет, объединенные на лонг-плее "Renaissance". Пресса откликнулась на релиз довольно доброжелательно, но ни о каком настоящем ренессансе речь не шла. Единственный сингл с этого альбома, "Angel", добрался только до 70 позиции поп-рейтинга.

Еще один утомительный бракоразводный процесс со второй женой задержал подготовку нового материала. Выпущенный в промежутке сборник лучших песен "The Definitive Collection" благополучно пересек границу Тор 20. Через год оптимистично настроенный музыкант выпустил седьмой студийный альбом "Just for You" (2004). Финалист американского Тор 50, диск демонстрировал по-прежнему убедительный вокал Ричи, его вдохновенный артистизм, высокие требования к качеству материала. Но, пережив лучшие моменты своей карьеры в далеком прошлом, исполнитель так и не смог полностью "акклиматизироваться" к прихотливому музыкальному пейзажу начала 21 века.

© БиоЗвёзд.Ру