Главная Войти О сайте

Ли Ритенаур

Ли Ритенаур

Гитарист
Дата рождения: 11.01.1952
Гражданство: США

Райтнаур родился в 1952 году, в Лос-Анджелесе, гитару освоил в 6 лет, позднее обучался у таких мастеров, как Говард Робертс, Кристофер Паркенинг и Джо Пасс. Первое выступление Ли состоялось в возрасте 16 лет совместно с группой The Mamas & the Papas, тогда же Райтнаур и получил своё прозвище «Капитан Пальцы» за мастерское владение гитарой. После окончания университета Южной Калифорнии в 1973 году принимал участие в гастрольном туре бразильского пианиста и композитора Сержио Мендеса Sergio Mendes and the New Brasil '77, после 1974 года много работал в студии, записывался с Херби Хэнкоком, Гато Барбиери, Сонни Роллинзом, Оливером Нельсоном и другими. Дебютный альбом Ли был выпущен в 1976 году и назывался First Course.

«Когда я начал работать в студии, — рассказывал Райтнаур, — они попросили меня звучать как и все другие гитаристы. Но я имел своего рода мужество, чтобы идти дальше. Там очень много сессионных музыкантов, которые всегда звучат так же, как и все остальные. Очень трудно студийному музыканту найти идентичность. Но я начал искать свою, и, в конце концов, нашел её».

В 1979 году был привлечён к записи альбома The Wall группы Pink Floyd, в частности, Райтнаур исполнил гитарные партии в песнях «Run Like Hell» и «One of My Turns».

1980-е ознаменовали период творческих успехов для Райтнаура, он продолжал записывать альбомы, экспериментировал в жанрах латиноамериканской (особенно, бразильской) поп-музыки, а пластинка 1985 года Harlequin, созданная совместно с пианистом Дэйвом Грузиным и бразильским музыкантом Иваном Линсом, принесла долгожданную премию Грэмми в номинации «Лучшая инструментальная аранжировка».

В 1981 году альбом Ли Райтнаура под названием Rit показал его внимание к поп-музыке и вошёл в семь различных музыкальных чартов, включая ритм-н-блюз, диско, Adult Contemporary и джаз. Его весьма успешный LP Festival (1988) взял первое место в семи музыкальных чартах. Альбом с участием выдающихся бразильских музыкантов Джоао Боско, Каэтано Велозу, а также различных музыкантов нью-йоркской студии побудил журнал People упомянуть Райтнаура как «первого среди равных в smooth-джазе и фьюжн».

«Я думаю, что есть определенный уровень зрелости у некоторых музыкантов, которые, может быть, чувствуют ограниченность современных вещей, — размышлял Райтнаур в интервью Down Beat после выпуска в 1990 году своего джазового альбома Stolen Moments (рус. Украденные моменты). — Может быть, нам нужно подышать свежим воздухом, немного отдохнуть». Критики были застигнуты врасплох записью, в которой не хватало технологий и бразильского влияния, распространенного в его предыдущих альбомах. «Это настоящий джаз, выполненный в высоком стиле, который не знает сроков», — писал Stereo Review.

Stolen Moments отражал отказ Ли Райтнаура от процесса клонирования, который он видел в тенденции звукозаписывающих компаний последовательно выпускать на рынок повторяющийся тип альбомов. Guitar Player оценил музыканта за его оригинальность: «Гораздо больше, чем перепевы старых стилей, альбом искрится свежестью, музыкант стремится опробовать новые идеи в более свободной обстановке».

В 1991 году Райтнаур вместе с джазовым пианистом Бобом Джеймсом основал квартет Fourplay, в группу входили также басист Натан Ист и ударник Харви Мейсон. Несмотря на успех коллектива (Fourplay были несколько раз номинированы на премию Грэмми, а в 2007 получили признание в Конгрессе США), в 1998 году Райтнаур решил отказаться от участия в группе в пользу сольных записей, и на его место пришёл Ларри Карлтон.

В 2000-х продолжал записывать альбомы, а также принимал участие в 8-й, 9-й и 10-й ежегодных церемониях Independent Music Awards в качестве члена жюри, оценивающего выступления независимых музыкантов.

В июне 2010 года, в честь 50-летия своей музыкальной карьеры, Райтнаур выпустил альбом под названием 6 String Theory (число 6 символизировало количество музыкальных жанров, в которых чаще всего применяется гитара: джаз, рок, блюз, кантри, классическая музыка и акустическое исполнение). В записи были задействованы Стив Лукатер, Нил Шон, Джон Скофилд, Слэш, Пэт Мартино, Майк Стерн, Джордж Бенсон, Би Би Кинг, Энди Маккей, Джо Робинсон и Гатри Гован.

9 ноября 2012 года Дэйв Грузин и Symphonic Jazz Orchestra представили премьеру Symphonic Captain’s Journey Ли Райтнаура. Состоящий из 67 музыкантов Symphonic Jazz Orchestra дал десятый юбилейный концерт с участием обладателя Грэмми и Оскара пианиста и композитора Дэйва Грузина. Дирижировал оркестром Митч Гикман, произведение прозвучало в аранжировке Гордона Гудвина.

Ли Райтнаур активно выступает, иногда вместе с гитаристом Майком Стерном, бас-гитаристом Мелвином Ли Дэвисом и барабанщиком Сонни Эмори.

Творчество

Своими кумирами с реди гитаристов Ли Райтнаур считает Джимми Хендрикса, Кенни Барелл[ru], Джо Пасса, Эрика Клэптона, но в первую очередь Уэса Монтгомери (которому он посвятил альбом Wes Bound, 1993). В 1980-х Ли обратился к латиноамериканской музыке (начиная с альбома Rio), которую он затем стал регулярно внедрять в своё творчество, на многих его альбомах можно услышать зажигательные ритмы, в том числе, и благодаря сотрудничеству с бразильскими перкуссионистами Армандо Марселом и Паулиньо де Кастой.

Особенностью стиля игры Райтнаура является сочетание различных музыкальных стилей и приёмов игры на гитаре, помимо этого он многое перенял у гитаристов 1960-х, например, игру октавами большим пальцем правой руки, которая даёт мягкий плавный звук в отличие от медиатора.

Чаще всего на концертах Райтнаур использует полуакустические гитары Gibson L-5 или Gibson ES-33, а при записи альбома Earth Run (1986) им был использован инструмент SynthAxe.

© БиоЗвёзд.Ру