Главная Войти О сайте

Майлз Дэвис

Майлз Дэвис

Альтернативный исполнитель

Он заинтересовался музыкой еще в детстве, а с 12 лет учился играть на трубе. Еще учась в high school, он играл в местных барах, и в 16 лет давал концерты уже за пределами города, где он жил. В 17 лет он стал членом группы Eddie Randle's Blue Devils. Его звезда загорелась в 1944 г., когда он был приглашен в биг-бэнд Billy Eckstine'a, который гастролировал в Сент-Луисе. В бэнде играли тогда трубач Дизэи Гиллеспи и саксофонист Charlie Parker, создатели стиля бибоп, который отличался быстрыми и изобретательными сольными партиями, а также динамичными ритмическими вариациями. Удивительно, но Miles Davis очень органично вписался в их компанию, хотя его медленный, тягучий стиль так никогда и не смог конкурировать с такими скоростями. Однако бибоп был абсолютно новым стилем, и Miles Davis ничего другого не оставалось, как только его играть. Он делал это вплоть до отъезда со Среднего Запада в Нью-Йорк в сентябре 1944 г., чтобы учиться в Institute of Musical Art (известный более как Джульярд). Вскоре он уже играл в клубах с Паркером, а в 1945 г. отказался от идеи получить академическое образование в пользу карьеры практикующего джазового музыканта. Он присоединился к ансамблю Benny Carter, с которым и сделал свои первые записи. В 1946-47 г.г. играл с Eckstine, в 1947-48 гг. — с Паркером. В 1947 г. сделал первую запись как лидер группы, где с ним играли Паркер, пианист John Lewis, басист Nelson Boyd и ударник Max Roach. Летом 1948 г. он организовал нонет с необычной духовой секцией. Кроме него самого, она включала альт и баритон-саксы, тромбон, валторну и тубу. В сентябре этот нонет играл две недели в Royal Roost в Нью-Йорке, опираясь на аранжировки Гила Эванса. Заключив контракт с Capitol, в январе 1949 г. этот нонет записал первую из трех сессий, поначалу не привлекшую широкого внимания. Однако странный, расслабленный звук ансамбля, где играли Kai Winding, Lee Konitz, Gerry Mulligan, John Lewis, J J. Johnson и Kenny Clarke, оказал большое воздействие на развитие кул-джаза на Западном Побережье. В феврале 1957 г. Blue Note свела все эти записи в диск, изданный под названием Birth of the Cool. В 1949 г. Miles Davis организовал совместно с пианистом Tadd Dameron новый коллектив, выступивший на фестивале в Париже в мае того же года. Творческий прогресс трубача был сильно замедлен пристрастием к героину, особенно сильным в начале 50-х. После серии спорадических записей и выступлений, в январе 1951 г. он начал более стабильную работу на лэйбле Prestige, продолжавшуюся несколько лет. Сильное впечатление произвело его исполнение Round Midnight на Newport Jazz Festival в июле 1955 г. Последовавший престижный контракт с Columbia заставил Miles Davis собрать новый бэнд, на этот раз квинтет, с саксофонистом John Coltrane, пианистом Red Garland, басистом Paul Chambers и ударником Philly Joe Jones. Весь год Miles Davis пришлось много работать по обоим контрактам, в результате чего появились The New Miles Davis Quintet, Cookin', Workin', Relaxin' и Steamin'. В мае 1957 г. Miles Davis вновь сотрудничает с Гилом Эвансом на своем втором диске для Columbia, Miles Ahead. Он играет здесь на флюгепьгорне, развивая идеи Birth of the Cool в почти академическом ключе. Изданный в 1958 г., этот альбом позже вошел в Grammy Hall of Fame. В декабре 1957 г. Miles Davis вновь в Париже, где он записывает музыку для фильма Луи Маля L'Ascenseur pour I'Echafaud ("Лифт на эшафот"). Jazz Track, альбом с музыкой к этому фильму, принес ему в 1960 г. номинации на Грэмми за лучшее джазовое выступление, лучшее соло и лучшее комбо. В его группу пришел саксофонист Кэннонболл Эддерли, превратив ее в секстет. В этом составе в апреле 1958 г. был записан альбом Milestones. Вскоре после этого, вместо Garland и Jones, в группу пришли Bill Evans и Jimmy Cobb. В июле Miles Davis вновь сотрудничает с Гилом Эвансом и оркестром в работе над диском с музыкой Гершвина из "Порги и Бесс". С секстетом же Miles Davis начинает модальные эксперименты, расширяя масштабы импровизации далеко за рамки аккордов. Это привело к созданию альбома Kind of Blue, культового для современного джаза и самог

о популярного за всю карьеру Miles Davis (объем продаж — более 2 млн. экз.). В ноябре 1959 г. и марте 1960 г., снова с Гилом Эвансом, Miles Davis записывает Sketches of Spain, сочетающий традиции испанской музыки с современным джазовым подходом. Результат: Грэмми для Miles Davis и Эванса за композицию More Than 5 minutes и номинации в еще 2 категориях. В марте 1961 г. Miles Davis записывает новый альбом со своим бэндом, уже без Эддерли, Bill Evans и Coltrane (присутствует в нескольких треках), но с Wynton Kelly и Hank Mobley. Диск Someday My Prince Will Come попал в поп-чарты в марте 1962 г., однако вскоре его затмил концертный 2 LP Miles Davis In Person (Friday & Saturday Nights at the Blackhawk, San Francisco), записанный в апреле. Третьим диском в чартах стал дважды номинированный на Грэмми концертный альбом Miles Davis at Carnegie Hall, где вместе играли ансамбль Miles Davis и оркестр Гила Эванса. Последний раз музыканты сотрудничали в 1962 г., в работе над изданным двумя годами позже Quiet Nights. В 1996 г. Columbia выпустила 6CD Miles Davis & Gii Evans: The Complete Columbia Studio Recordings, выигравший Грэмми как лучшая историческая запись. Весной 1963 г. Miles Davis работает над Seven Steps to Heaven с совершенно новой командой, из которой выкристаллизовался его новый великий квинтет, окончательно сформировавшийся в сентябре 1964 г. В него вошли басист Ron Carter, пианист Herbie Hancock, ударник Tony Williams и саксофонист Уэйн Шортер. Продолжая играть стандарты на концертах, этот состав выдал целую серию блестящих альбомов, от Miles Smiles и до Filles de Kilimanjaro. В этот период Майлс начинает постепенно вводить электрические инструменты, что предвещало новый крупный поворот в творчестве. В последних сессиях Filles de Kilimanjaro в 1968 г. на смену Hancock и Ron Carter пришли Чик Кориа и Дэйв Холланд. Однако и Hancock, вместе с пианистом Джо Завинулом и гитаристом Джоном МакЛафлином участвовали в записи следующего диска Miles Davis In a Silent Way в 1969г., вернувшего трубача в поп-чарты после четырехлетнего перерыва. Следующий диск, Bitches Brew, записанный в марте 1970 г., считается классическим для джаз-рока. Не перейдя полностью на идиомы рок-музыки, Miles Davis электрифицировал свое звучание и привлек к себе множество молодых слушателей, ранее не знакомых с джазом, но одновременно вызвал бурю споров в среде джаз-фэнов. Этот диск стал первым золотым диском Miles Davis и завоевал Грэмми за джазовое исполнение большим ансамблем. Следующие работы были выдержаны в том же ключе. Бывшие сайдмены Miles Davis организовали свои джаз-роковые составы: Кориа создал Return to Forever, Шортер и Завинул — Weather Report, а МакЛафлин и Билли Кобэм — Mahavishnu Orchestra. Сам же Miles Davis, после перелома лодыжек в автомобильной аварии в октябре 1972 г., стал гораздо менее активен. В1975 г., ссылаясь на болезни и усталость, он вообще отошел от музыки. Возвращение произошло лишь через пять лет с диском The Man With the Horn и конце ртным туром в 1981 г.. Теперь Miles Davis окружало всеобщее признание, как одного из самых уважаемых и харизматичных музыкантов. Его новые диски прекрасно расходились, он был желанным гостем на любом фествале. В 1986 г., расставшись с Columbia, он заключил контракт с Warner Bros., где записал Tutu, диск, принесший ему четвертую премию Грэмми за всю карьеру. Пятую Грэмми получил диск Aura, записанный в 1984 г. и изданный Columbia в 1989г. Miles Davis поразил поклонников выступлением с оркестром Quincy Jones на фестивале в Монтре в июле 1991 г.. Там он играл несколько пьес в аранжировках Гила Эванса, написанных в конце 50-х. До того он в своей карьере никогда не оборачивался назад. Несколькими месяцами спустя он умер. Его последний студийный диск Doo-Bop появился в 1992 г. Здесь Miles Davis сотрудничал с рэппером Easy Mo Bee, и диск также был удостоен Грэмми. Седьмую награду Грэмми получила запись его последнего выступления в Монтре.

© БиоЗвёзд.Ру