Главная Войти О сайте

Макс Фон Сюдов

Макс Фон Сюдов

Iведский актер театра и кино
СЮДОВ (Sydow) Макс фон (р. 10. 04. 1929), шведский актер кино и театра. Настоящее имя — Карл Адольф. Родился в Лунде. В 1951 окончил актерскую студию при театре «Драматен» в Стокгольме; в дальнейшем играл на его сцене и в других театрах Швеции. Театральный актив Сюдова весьма обширен и включает главные роли в «Пер Гюнте» Г. Ибсена, «Мизантропе» Ж.-Б. Мольера, «Прафаусте» И. В. Гете (все — в постановках И. Бергмана). В кино дебютировал у А. Шеберга в фильме «Просто мать» (Bare En Mor, 1948), затем сыграл в снятой им же экранизации драмы А. Стриндберга «Фрекен Юлия» (Miss Julie, 1950). Поворотным пунктом в кинокарьере актера стало исполнение роли Рыцаря в философской трагедии Бергмана «Седьмая печать» (Det Sjunde Inseglet, 1956), воплотившей неостановимые поиски автором конечных ответов на коренные вопросы человеческого бытия на земле. Став, по сути, вторым «я» Бергмана-философа, Сюдов продолжает этот поиск в фильмах «Лицо» (Ansiktet, 1958), «Девичий источник» (Jungfrukallan, 1959), «Как в зеркале» (Sasom I En Spegel, 1960), «Причастие» (1962), «Час волка» (Vargtimmen, 1967), «Страсть» (1968). Едва ли не наивысшим триумфом Сюдова стала роль музыканта Яна Русенберга в фильме-антиутопии «Стыд» (Skammen, 1967), с поразительной силой показывающем устрашающую деградацию личности под натиском антигуманной среды. Не менее убедителен актер и в эпизодических ролях, таких как роль владелеца заправочной станции в «Земляничной поляне» (Smultronstallet, 1957); немолодого ремесленника в фильме «На пороге жизни» (Nara Livet, 1957); мужа главной героини в «Прикосновении» (Beroringen, 1970), выступая, как правило, в амплуа верных своему человеческому и моральному долгу максималистов. Работа с Бергманом обеспечила Сюдову прочное международное признание. В 60—80-е годы он снимается в разных странах Европы и США, в середине 70-х гастролирует на Бродвее. Его зарубежный кинорепертуар огромен, но качественно неравноценен: наряду с работами в фильмах Ф. Рози, таких как «Сиятельные трупы» (Cadaveri Eccellenti, 1976), В. Дзурлини «Пустыня Тартари» (Le Desert Des Tartares/Il Deserto Dei Tartari, 1976), А. Михайлова-Кончаловского «Дуэт для солистки» (Duet For One, 1986), В. Вендерса («До самого конца света» (Until The End Of The World, 1991), немало в нем и «проходных» ролей, обязанных своим появлением сложившемуся вокруг личности актера после «Седьмой печати» «метафизическому ореолу»; в их числе — роли в «Изгоняющем дьявола» (The Exorcist, 1973) У. Фридкина и его продолжении (режиссер Дж. Бурман, 1977) или «Степном волке» — малоудачной экранизации одноименного романа Г. Гессе, осуществленной Дж. Хейнсом (Steppenwolf, 1974). Однако и в них он остается высочайшего класса профессионалом. К позднейшим удачам Сюдова относятся роли в двух фильмах Б. Аугуста: «Пелле-завоеватель» (Pelle Erobreren, по роману М. Андерсена-Нексе, 1988) и «Благие намерения» (Goda Viljan, Den, 1991) (по одноименному автобиографическому роману И. Бергмана), где ему довелось сыграть деда прославленного шведского киномастера. В 1988 дебютировал на поприще кинорежиссуры, поставив фильм «Катинка»/«На дороге».

© БиоЗвёзд.Ру