Главная Войти О сайте

Марат Самсонов

Марат Самсонов

Народный художник России, академик Российской академии художеств
Дата рождения: 22.03.1925
Гражданство: Россия

Родился 22 марта 1925 года в городе Иркутске. Отец - Самсонов Иван Васильевич (1900-1944). Мать - Самсонова Елена Харитоновна (1908-1993). Супруга - Барышникова Людмила Николаевна (1948 г. рожд.). Сыновья: Самсонов Александр Маратович (1960 г. рожд.), Заслуженный художник России, художник Студии имени Грекова; Греков Алексей Маратович (1964 г. рожд.), художник-модельер, трагически ушел из жизни в 2001 году.

Отец Марата, Иван Васильевич, был кадровым командиром Красной Армии. Его жизнь и служба были связаны с частыми сменами городов и гарнизонов. На этом пути встречалось немало трудностей и бытовых неурядиц, которые стойко переносили члены семьи, в том числе два сына - будущие художники Марат и Евгений. Любознательные юноши чутко воспринимали окружающий мир и частую смену обстановки. Новые впечатления, несомненно, пошли им на пользу. Они много рисовали, родители поощряли увлечение детей.

И.В. Самсонов воевал на фронтах Гражданской и советско-финляндской войн, во время событий на КВЖД. В Великую Отечественную войну командовал гвардейским полком. Погиб в бою под Ленинградом в 1944 году. По примеру отца Марат добровольно вступил в армейские ряды, окончил Калининское военное училище технических войск, стал лейтенантом. Воевал достойно. Участвовал в Параде Победы на Красной площади в Москве 24 июня 1945 года. Ныне - полковник в отставке, ветеран войны и труда, был художественным руководителем Студии военных художников имени М.Б. Грекова до 2000 года.

Воинская служба особой строкой вписана и в биографии его сыновей: Александр был десантником, Алексей - моряком Северного флота. А Марат Иванович и Александр сейчас служат армии и флоту, являясь военными художниками-грековцами. Брат Евгений - Народный художник России, известный живописец. А сын Алексей стал популярным художником-модельером.

Первым учителем способных к творчеству братьев Самсоновых - Марата и Евгения был художник Николай Уткин, который познакомил их с основами изобразительной грамоты. И Марат с еще большим увлечением стал рисовать. В 1946 году он показывает свои рисунки в Студии имени М.Б. Грекова. Они понравились членам художественного совета, и с этого времени Марат Иванович - член коллектива студии, которая стала для него лабораторией познания творческого мастерства, школой жизни, где в полную силу расцвел его редкий самобытный дар художника. Видя в нем большие потенциальные возможности, активно помогали ему в творческом росте старшие товарищи, особенно прекрасный художник-график Н.Н. Жуков, который в то время руководил студией. Николай Николаевич явился добрым наставником и другом Марата Самсонова.

И молодой живописец вскоре прославился своими монументальными историческими полотнами, диорамами, панорамами, прежде всего на военно-патриотическую тематику. Он также мастер жанровых и лирических полотен. Создал множество гравюр, оригинальных рисунков, которые вошли в альбомы, книги, являются экспонатами музеев. Успешно проявлял свои способности и в скульпторе. Много работал в области литографии, гравюры на дереве и на линолеуме. Привлекал художника и жанр портрета.

Будучи тесно связанным с армией и глубоко зная жизнь военных, Самсонов избирает для своего творчества в основном батальную живопись. События Великой Отечественной войны оставили глубокий след в его душе. К тому же он тщательно изучал историю войны, отдельные бои и операции. Много раз совершал творческие поездки в части и соединения, которые участвовали в интересующих его боевых событиях. В результате кропотливого труда появились первые картины: "Возвращение из разведки", "Саша Чекалин" (1955), "В минуту затишья" (1958), "На краю земли Севастополя" (1960), "Дороги войны" (1973), "Год сорок первый" (1983), "В боях за Отчизну" (1987), "Весна 45-го года" (1992) и другие. И чувствуется, что каждый раз автор старался вжиться в мир образов, искал идейно-художественный стержень того или иного произведения, стремился подчеркнуть превосходство героев-фронтовиков, ставших в конце концов победителями, перед коварными захватчиками, сеявшими смерть и разрушения на нашей земле. Таким образом, здесь М. Самсонов выступает как художник, вышедший на качественно новый, социально-философский уровень изображения событий Великой Отечественной войны.

Среди указанных произведений особо выделяется картина, названная коротко, с любовью, - "Сестрица" (1954). Наряду с мужчинами храбро, мужественно против врага воевали девушки и женщины, и автор создал собирательный образ русской девушки-медсестры, которая ведет с передовой раненого воина с перевязанной головой и тащит также его оружие. Вокруг - напряженный боевой пейзаж: горит подбитая пушка, валяются стреляные гильзы, вдали угадываются очертания противотанковых ежей. А пейзаж для этого художника - важный сопутствующий элемент, который призван усиливать драматизм происходящего. Этот стиль Марата Самсонова прослеживается во многих его произведениях. "Сестрица" экспонируется в Центральном музее Вооруженных Сил.

В том же музее выставлено его эпическое полотно "В боях за Отчизну". Оно настолько значительно и выразительно, что, пожалуй, ни один посетитель музея не может пройти мимо, не вглядевшись в лица воинов, выражающих решимость преодолеть все тяготы войны и разгромить врага. И логическим продолжением этой темы явилась диорама "Соединение фронтов", созданная совместно с сыном Александром. Она достойно украшает один из залов Музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе. Здесь уже другие мотивы - радость, ликование солдат и офицеров двух фронтов, шедших к победе. И логично завершает эту мысль знаменитая картина "Парад Победы на Красной площади 24 июня 1945 года", написанная художником в 1984 году.

Ярко раскрылся талант художника в батальных полотнах и диорамах, отражающих наше военное прошлое: "Переход через Сиваш" (1959), "Штурм крепости Очаков" (1971), "Штурм Перекопа в 1920 году", "Отступление Наполеона из Москвы" (1993), "На Куликовом поле" (1993), «Благословение» (1993), "Великий русский князь Игорь" (1996), "Дружина Игоря в походе" (1996). Идеи картин очень значительны, поэтому М. Самсонов глубоко изучил исторический материал, посетил места событий. Эти произведения экспонировались на многих выставках, в музеях, воспроизведены в ряде книг, каталогов, альбомов, иллюстрированных журналов в нашей стране и за рубежом.

М. Самсонов всегда остается реалистом в искусстве. Однако его творческий метод не исключает использования символа, метафоры, что, несомненно, обогащает изобразительный язык мастера. В картине "Возрождение (Сеятели)", символической по своему решению, звучит пафос народной борьбы и созидания: как былинные богатыри, но еще в запыленных гимнастерках и с оружием за спиной, они сеют, и на этом ратном поле снова заколосится пшеница.

Художник вдохновенно и увлеченно работает в области панорамно-диорамного искусства. Он один из тех, кто восстанавливал панораму "Бородинская битва", создавал первую советскую панораму "Сталинградская битва". В годы войны во Вьетнаме дважды побывал там. Под обстрелами и бомбежкой написал с натуры более 200 эмоционально ярких работ, вошедших в графическую серию "Героический Вьетнам сражается" (1980). Это удивительный по силе воздействия художественный репортаж о мужестве и стойкости народа, борющегося за свою независимость. После поездки в Афганистан художник привез десятки листов, написанных с натуры в экстремальных ситуациях. Они послужили основой для создания живописных полотен, где художник ставит перед собой задачи нравственного характера, выполнения воинского долга.

В своих эпических полотнах М. Самсонов стремится наиболее полно раскрыть характеры своих героев, показать духовное богатство русского человека-патриота, глубоко проникнуть в его психологию. Поэтому закономерно и в отдельных портретных произведениях удачно сочетаются поза, выражение лица, взгляд, одежда... После исторического полета Юрия Гагарина в космос Марат Иванович встретился с ним и создал портрет летчика-майора без пышных регалий, но придал ему такое запоминающееся выражение, что каждый зритель вправе сказать: "Это наш близкий, родной человек!" Сугубо индивидуальны портреты генерала Сабурова, художника Жукова, писателя Проханова, великого полководца Суворова, композитора Александрова, искусствоведа Татьяны Скоробогатовой, наконец, автопортрет.

Итогом зарубежных поездок в Болгарию, Венгрию, Монголию, Италию, Францию, Испанию стали зарисовки, этюды, законченные полотна. После командировки на Байкало-Амурскую магистраль М. Самсонов представил на суд зрителю серию работ - "Утро БАМа", "Сибирские дали" и др. (1974), показывающих славных строителей, могучую технику, широкие просторы Сибири, милой его сердцу, - ведь он уроженец Иркутска. И снова в центре его картин - человек, преодолевающий многие трудности, созидающий новое, необходимое обществу.

Марат Иванович - давно сложившийся художник-баталист, незаурядный график, скульптор и портретист. Самсоновские произведения - значительное явление в отечественном искусстве. Восприняв богатые традиции великих русских художников, он развивает и совершенствует их, щедро передает новым поколениям живописцев.

М.И. Самсонов - академик Российской а кадемии художеств (1997), Народный художник России, член Союза художников РФ (1975). Награжден орденом Красной Звезды, двумя медалями "За боевые заслуги", имеет много других наград. Его многогранное творчество отмечено золотой медалью имени М.Б. Грекова и серебряной медалью Российской академии художеств.

Марат Иванович - заядлый театрал, дружен со многими артистами, в результате общения с которыми появились портреты солистов Большого театра Г. Писаренко, А. Ведерникова, Н. Терентьевой и других. Любит путешествовать по родной стране и за рубежом, посещать музеи, художественные выставки, вновь открывающиеся памятники. Музыкальные предпочтения - классическая музыка, особенно произведения Чайковского, Бетховена, Моцарта, Верди. Все свои силы и время он отдает любимому делу - изобразительному искусству, и, как он сам говорит, - никаких вредных привычек, ибо они - помеха для здоровья и творчества.

Живет и работает в Москве.

© БиоЗвёзд.Ру