Марсель Дюшан

Марсель Дюшан

Французский художник
Дата рождения: 28.07.1877
Страна: Франция

Содержание:
  1. Биография Марсель Дюшан
  2. Салон золотого сечения
  3. Эксперименты и противоречивые произведения
  4. Уникальные произведения и провокации
  5. Поздние годы и признание

Биография Марсель Дюшан

Марсель Дюшан - французский художник, крупнейший представитель дадаизма и сюрреализма, а также один из величайших новаторов в искусстве XX века. Он родился 28 июля 1887 года в Нормандии, недалеко от Руана, в семье художника. Уже с юных лет Марсель проявлял интерес к искусству и учился в Академии Жюлиана в Париже.

Салон золотого сечения

В 1910-1911 годах Марсель Дюшан вместе со своими братьями, художником Гастоном (который был известен под именем Жак Вийон) и скульптором Раймоном Дюшан-Вийоном, а также другими молодыми художниками организовал «Салон золотого сечения». Целью этого художественного объединения было изучение идеальных пропорций и золотого сечения, а также математических основ искусства в целом.

Эксперименты и противоречивые произведения

В ранний период творчества Марсель Дюшан был под влиянием живописи Поля Сезанна и Анри Матисса, что отразилось в его ярких и смелых по цветовому решению полотнах. В 1912 году, экспериментируя с формами и цветами, художник создал одно из самых противоречивых своих произведений - "Обнаженная, спускающаяся с лестницы". Однако картина не была принята на Салоне независимых, поэтому Дюшан отправил ее на выставку в Нью-Йорк, где она вызвала различные реакции критиков. В 1913 году Марсель Дюшан почувствовал, что он исчерпал возможности станковой живописи, и в результате возникла его концепция "ready-made" - готового продукта. Он утверждал, что любой обычный предмет, выбранный из своей среды, подписанный и выставленный художником, может быть назван произведением искусства.

Уникальные произведения и провокации

Среди самых известных "готовых продуктов" Марселя Дюшана были скребок для снега, вешалка для шляп, сушка для бутылок и велосипедное колесо. Однако наиболее монументальным из них было его произведение "Невеста, раздетая своими собственными холостяками", также известное как "Большое стекло". Это сложная и мастерски выполненная композиция, в которой несколько "холостяков" "домогаются" "невесты". Марсель Дюшан также провоцировал общественное мнение и традиционное искусство, нарисовав усы и бороду на репродукциях Моны Лизы. На выставке в Нью-Йорке в 1917 году он представил писсуар под названием "Фонтан", что вызвало большой скандал.

Поздние годы и признание

В 1923 году Марсель Дюшан отказался от занятий искусством, считая, что оно подпало под влияние бизнесменов и принято средним классом. Впоследствии он организовал несколько выставок современного искусства и предвосхитил концепцию современного искусства, в которой зритель играет активную роль в создании произведения. В 1960-е годы, с появлением искусства поп-арта, слава Марселя Дюшана возросла, и были проведены две большие ретроспективные выставки. Он умер 1 октября 1968 года в Нейи, Франция.

© BIOGRAPHS