Главная Войти О сайте

Михаил Ефимов

Михаил Ефимов

Русский авиатор и спортсмен
Дата рождения: 13.11.1881
Гражданство: Россия

Михаил Никифорович Ефимов родился 13 ноября 1881-го, в д. Дуброва, Владимирская волость, Смоленская губерния. В 10-летнем возрасте он прибыл в Одессу (Odessa) вместе со своей семьей. Его отец, Никифор Ефимов (Nikifor Efimov), был слесарем. Михаил и его братья Владимир (Vladimir) и Тимофей (Timofey) поступили в Одесское железнодорожное техническое училище (Odessa Railway Technical College), а затем все трое стали прославленными авиаторами своей эпохи.

Еще будучи студентом, Михаил серьезно занялся велоспортом. Он несколько раз выигрывал велосипедные гонки. В 1907-м Ефимов купил мотоцикл 'Пежо' ('Peugeot'). Через год он стал первым на чемпионате России по мотоциклетному спорту и повторил результат в 1909-м. Вслед за второй громкой победой Михаил испытал себя в своем первом полете на планере, после чего отправился во Францию (France), где в Мурмелоне (Mourmelon) учился под началом самого Анри Фармана (Henry Farman).

25 декабря 1909-го Михаил Никифорович провел в небе 45 мин., тогда как обычно новички довольствуются 5-10 мин. полетом на аэроплане. Он сдал экзамен в летной школе Фармана и побил рекорд одного из братьев Райт, Орвилла Райта (Orville Wright), по продолжительности полета с пассажиром на борту. Вернувшись в Одессу, Ефимов должен был отчитаться перед своим спонсором, одесским бароном-банкиром Ксидиасом (Ksidias). Вместо предусмотренных трех лет кабальных работ на барона (и зарплаты 100 руб. в мес.), Ефимов расплатился деньгами Фармана, взятыми у французского пионера авиации в долг.

В марте 1910-го толпа из 100 тыс. одесситов наблюдала за полетом Михаила, который воспользовался Одесским ипподромом как площадкой для взлета и посадки. Он пять раз взмывал в небо на 'Farman-IV' и сделал три круга на высоте около 50 м. В апреле 1910-го Ефимов стал победителем соревнований авиаторов в Ницце (Nice). Он получил денежный приз, который помог ему рассчитаться с Фарманом и приобрести свой самолет.

Осенью 1910-го в Петербурге (Saint Petersburg) прошел Всероссийский праздник воздухоплавания, где Ефимов выиграл несколько наград и получил выгодное предложение от военного ведомства. Он стал руководителем программы подготовки летчиков в авиашколе в Севастополе и был назван Почетным гражданином этого города. На Украине Михаил Никифорович впервые выполнил крутые виражи; пикирование, сопровождающееся быстрой потерей высоты и нарастанием скорости; и осуществил планирующий полет при полностью выключенном двигателе. На Второй международной авиационной неделе в 1911-м он оказался лучшим в меткости бомбометания. В 1912-м Ефимов разрешил проблему запуска авиационного двигателя без участия со стороны. Отныне при помощи специального приспособления это мог делать сам пилот.

С приходом Первой мировой Ефимов изъявил готовность пойти на фронт. В апреле 1915-го он стал летчиком-охотником 32-го авиационного отряда и успешно бомбил и фотографировал вражеские точки. К ноябрю 1915-го он уже был полным георгиевским кавалером и получил звание прапорщика. К 1916-му Ефимова забросили на Румынский флот, где на истребителе-биплане 'Nieuport-11' он продолжил боевые вылеты.

Еще до Февральской революции (February Revolution) Ефимов занял позицию большевиков. Он был прекрасным агитатором и участвовал в операциях против белых. После того как весной 1918-го Крым был занят германской армией, Михаил был арестован. Его освободила советская власть 1919-м, но вскоре в наступление пошли белые войска Юга России. Будучи водителем автоколонны, Михаил Никифорович при отступлении увяз вместе с ней под Херсоном. Он был вынужден бросить машину, поджечь ее и пешком добираться до Одессы. В августе 1919-го Ефимова задержал на улице белогвардейский патруль.

11 августа 1919-го плененного Михаила Ефимова вывезли на шлюпке в Одесскую бухту (Gulf of Odessa), где он был расстрелян.

© БиоЗвёзд.Ру