Главная Войти О сайте

Михаил Калатозишвили

Михаил Калатозишвили

режиссер

Содержание

  1. - Михаил Константинович был человеком великим и скромным, он избегал публичности. Но в фильмах своих обнажал душу, а обнажать собственную душу может очень сильный человек. Он сотворил романтическое пространство. Испытывали ли вы влияние вашего деда?
  2. - Что вспоминал Клод Лелуш?
  3. - А видел ли Калатозов-старший фильм Лелуша "Мужчина и женщина"?
  4. - Кто вы по образованию?
  5. - Расскажите про последний фильм - "Первый после Бога".
  6. - А что за женский взгляд на войну?
  7. - А "Летят журавли" - разве это не история войны, увиденная глазами женщины?
  8. - Я читала, что поначалу этот фильм очень не понравился Хрущеву.
  9. - А ваш любимый фильм деда?
  10. - Почему Михаил Константинович не поехал за премией в Канны?
  11. - Он вообще за границу выезжал?
  12. - Как этот фильм приняли за границей?
  13. - А каким ваш дед был в жизни?

- Михаил Константинович был человеком великим и скромным, он избегал публичности. Но в фильмах своих обнажал душу, а обнажать собственную душу может очень сильный человек. Он сотворил романтическое пространство. Испытывали ли вы влияние вашего деда?



- Влияние он оказал на всех. Режиссер фильма "К-19" Катрин Бигелоу говорила, что в "К-19" она пыталась сделать цитату из фильма "Летят журавли". Она настолько любит Калатозова, что не могла его не процитировать.

Мы сейчас заканчиваем фильм, в котором три замечательных режиссера - Андрей Кончаловский, Сергей Соловьев и Клод Лелуш говорят, что они стали режиссерами после того, как увидели фильм "Летят журавли".

Я недавно встречался с Лелушем в Париже. Мы зашли в один из баров, где любят посидеть интеллектуалы 70-х годов. Было уже довольно поздно, и хозяин сказал, что бар закрывается: "Откуда вы?" - "Из России". - "Значит, буржуа". И тут наша спутница произнесла фамилию "Калатозов". Хозяин оживился: "О, я помню фильмы этого волшебника... Бар для вас всегда открыт!"

- Что вспоминал Клод Лелуш?



- Калатозов - главный человек в его творческой биографии. Он всегда хотел быть документалистом, но попал на "Мосфильм", увидел фильм "Летят журавли", приехал в Париж и позвонил директору Каннского кинофестиваля. Сказал, что видел в России гениальный фильм, который непременно надо показать на фестивале. Это был 57-й год. Лелушу было 20 лет. Его мало кто знал. Но он так уверенно и страстно говорил о фильме, что фильм взяли на Каннский фестиваль.

Фильмы Калатозова начинают жить второй жизнью. В позапрошлом году на Каннском кинофестивале "Золотую пальмовую ветвь" за DVD-продукцию получил фильм "Я - Куба", выпущенный французами. До этого "Я- Куба" выпустили Скорсезе и Коппола.

- А видел ли Калатозов-старший фильм Лелуша "Мужчина и женщина"?



- Не знаю, видел ли, но в первый раз музыку из этого фильма услышал благодаря деду, он дал послушать. У него была замечательная музыкальная аппаратура. Наверное, по тем временам лучшая в Москве. Он на нее тратил очень много времени, сил, денег. Это были проигрыватели, магнитофон, усилитель, колонки, которым он посвящал все свое свободное время. У него была фантастическая коллекция пластинок.

- Кто вы по образованию?



- Я по образованию режиссер. Снял два фильма - "Избранник" и "Мистерия". "Избранник" объехал пол земного шара.

Кроме того, пришлось стать продюсером. Мы создали Фонд Михаила Калатозова, цель которого - поддержка и развитие некоммерческого кино. Выпустили три фильма - "Ловитор", "SOS", "Первый после Бога". В запуске картина "В тумане" по повести Василя Быкова, фильм "Ванечка" Лены Николаевой.

- Расскажите про последний фильм - "Первый после Бога".



- Кино большое, дорогое, очень сложное по постановке. По сути, это некий новый взгляд на войну. Это война, увиденная женскими глазами, хотя главный герой - мужчина, командир подводной лодки, которого играет Дмитрий Орлов. Вы его могли видеть в фильме "Небо. Самолет. Девушка".

- А что за женский взгляд на войну?



- Это взгляд юной девушки, которая из блокадного Ленинграда попадает в финский городишко, где размещена база советских подводных лодок. Это история о том, как война коверкает людей. В данном случае, к несчастью, женщин.

- А "Летят журавли" - разве это не история войны, увиденная глазами женщины?



- А там войны вообще нет. Она где-то отдельно существует. Там - история любви, уничтоженная войной. А в нашем фильме историю рассказывает девушка.

- Я читала, что поначалу этот фильм очень не понравился Хрущеву.



- Я думаю, что он и не мог ему понравиться. Фильм "Летят журавли" был одним из любимых фильмов Пабло Пикассо. Творчество Пикассо Хрущев тоже не любил... Но он сказал, что, хотя картина ему не нравится, он считает, что народ ее должен посмотреть. Несколькими годами раньше фильм не имел никаких шансов даже быть снятым.

- А ваш любимый фильм деда?



- Их несколько. И в этом списке "Летят журавли" не первый. Больше всего мне из его фильмов нравится "Неотправленное письмо". Хотя я понимаю, что "Летят журавли" - фильм знаковый. Советское кино после него стало другим.

- Почему Михаил Константинович не поехал за премией в Канны?



- Там какая-то странная история получилась. Георгий Николаевич Данелия мне рассказывал, что он присутствовал при телефонном разговоре, когда Калатозову сказали, что он туда не едет. Это одна версия. Другая версия - он попал в больницу с инфарктом. Их у него было несколько, а убил его седьмой - 29 марта 1973 года. Он не дожил до своего 70-летия.

- Он вообще за границу выезжал?



- Да. Он был представителем советского кино в США в 43-46 годах. Сделал фильм "Я - Куба", потом снимал совместно с итальянцами в Италии и на Шпицбергене "Красную палатку".

- Как этот фильм приняли за границей?



- Итальянцы - очень настороженно. Для них вообще болезненный вопрос: нужна ли была эта экспедиция? Там есть один момент, когда Нобиле поддается на уговоры шведского летчика, который мог забрать только одного человека, и покидает остальных. Этот поступок ему до конца жизни так и не простили, потому что он оказался капитаном, который покинул первым тонущий корабль. Никто не знал, вернутся ли за ними. Их спас "Красин" - советский ледокол.

- А каким ваш дед был в жизни?



- Посторонние люди его запомнили как человека очень замкнутого, очень дистанцирующегося. Я же его помню другим. Очень романтичным, ласковым, нежным. И, как все романтичные люди, достаточно одиноким.

© БиоЗвёзд.Ру